Джама Джурабаев — один из самых востребованных концепт-дизайнеров мира

ForbesБизнес

Как дизайнер-самоучка из Таджикистана стал создателем персонажей для Marvel, Lucasfilm и Спилберга

Двадцать лет назад Джама Джурабаев ночевал в картонных коробках на полу турецкого интернет-клуба, где работал администратором. Сегодня он один из самых востребованных концепт-дизайнеров мира, который создает облик персонажей для вселенных Marvel и Джорджа Лукаса, а среди его постоянных заказчиков — Стивен Спилберг

Ксения Мельникова

1-jama-jurabaev-aladdin3.jpg__1569181026__62660.jpg
Джама придумывал, как преобразить Уилла Смита в голубого джинна

«Мой сын, который живет в Таджикистане, рассказывает друзьям в школе, что Аладдина из нового фильма нарисовал его папа. Но потом жалуется мне: говорит, никто ему не верит, — рассказывает Джама Джурабаев Forbes. — Вообще мало кто верит, что простой парень из Таджикистана может придумывать образы для Голливуда». Но он это делает. История Джурабаева сама похожа на сценарий голливудского фильма: он бежал от последствий гражданской войны в родном Таджикистане, страдал от нужды в Турции, вернулся домой, где начал карьеру графического дизайнера, а потом внезапно получил письмо от Microsoft. Дальше события развивались стремительно: предложения от нескольких топовых анимационных студий в Лондоне, переезд в Англию, работа на Гая Ричи и Стивена Спилберга, от которого Джама лично получал похвалы за свое творчество. Джурабаев не скрывает, что парню из Душанбе было сложно пробиться на мировом анимационном рынке: «С другим гражданством, без профильного образования и с большой неуверенностью в себе я стартовал как бы на десять метров позади всех. Я просто очень много работал, сокращал пару метров отставания, и снова работал». Сейчас Джурабаев работает в статусе фрилансера, продолжая получать заказы от голливудских режиссеров, а также проводит мастер-классы по концепт-дизайну в кино. Все это может приносить ему до $800 000 дохода в год. Такую цифру называет источник в окружении дизайнера и подтверждает эксперт.

Джама Джурабаев. Фото DR

Ребенок войны

Джама Джурабаев родился в 1980 году в Душанбе. Семья была творческой: отец — танцовщик классического балета, а затем балетмейстер в главном музыкальном театре страны — Таджикском государственном академическом театре оперы и балета имени Садриддина Айни, мать — художник по свету в местном кукольном театре. Детство Джурабаева пришлось на развал Советского Союза. Тогда профессии его родителей стали невостребованными — им сократили зарплаты, участились задержки выплат. «Мама в какой-то момент трудилась одновременно на трех работах», — вспоминает Джурабаев.

Джама любил рисовать, но по-настоящему привлекали его компьютерные игры. Поначалу он играл на маленьком домашнем компьютере «Хоббит», а затем на приставках у друзей опробовал игровые хиты 90-х — Contra, Doom, Mortal Kombat. Увлечение так его поглотило, что в седьмом классе он уговорил маму перевести его из школы без компьютерного класса в соседнее учебное заведение, где такой класс был. «Я даже придумал липовую причину — сказал, что меня обижают одноклассники. Все ради того, чтобы иметь доступ к компьютерным игрушкам», — объясняет он.

Вымышленную войну на экране монитора сменила реальная гражданская война в Таджикистане. Вооруженный конфликт между сторонниками центральной власти и оппозиционными группировками начался в августе 1992 года, когда Джурабаеву было 12 лет. «Люди с автоматами, перестрелки и постоянный ужас», — описывает Джама то время.

В 1994 году, когда открытый конфликт прекратился, в Таджикистане стали открывать турецкие общеобразовательные лицеи-интернаты. Школьники могли учиться в них, а потом на льготных условиях поступать в университеты в Турции. Однажды преподаватель одного из таких лицеев в Душанбе пришла в школу, где учился Джурабаев, и рассказала об этой возможности. «У меня не было сомнений, что из Душанбе надо уезжать. В тот же день я втихаря пошел сдавать туда экзамены, а уже когда поступил, рассказал все маме и папе», — описывает он. Родители были не против такого решения сына.

Спустя четыре года обучения в лицее Джурабаев поступил на бюджетное место в Ближневосточный технический университет (METO) в Анкаре. Факультет поначалу выбрал программистский — подтолкнуло давнее увлечение компьютерными играми, но через полтора года заскучал и перевелся на авиационный факультет. В выборе помогло еще одно детское хобби — конструирование моделей самолетов.

Чтобы совершить этот переход, Джаме пришлось перейти со второго вновь на первый курс. Турецко-таджикская партнерская программа не предусматривала таких перемещений: на бюджетные средства студенты могли проучиться только четыре года, и Джурабаева обязали оплатить задержку. Один семестр обучения стоил порядка $600. Его родителям и брату Шеру, который к тому времени открыл в Душанбе свое небольшое рекламное агентство TAG, оплата давалась с трудом. «Я помню постоянное безденежье. Казалось, это никогда не закончится», — признается он.

Чтобы помочь семье, 18-летний Джама устроился администратором в турецкое интернет-кафе. Платили там немного, но работа помогала экономить на оплате съемной квартиры: Джурабаев переселился прямо в офис. «У меня было штук десять огромных коробок от компьютерных мониторов. Из них я сделал себе кровать. Хозяин не возражал – говорил: «Главное — делай свою работу»», — рассказывает он.

В свободное время Джурабаев играл в игры, а потом открыл для себя Adobe Photoshop. Стал создавать в программе рисунки, экспериментировать с цветокоррекцией, а затем принялся изучать по статьям в интернете процесс создания анимации в Adobe Flash. Именно тогда, по словам Джамы, у него возник интерес к дизайну.

I-R0k был первым персонажем, которого Джама Джурабаев создал для фильма «Первому игроку приготовиться»

Судьбоносные кастрюли

Кое-как Джурабаев смог дотянуть до окончания университета. Сразу после выпуска у него истек срок действия студенческой визы, и в 2004 году он вернулся в родной Душанбе. Джама уже разбирался в Photoshop, поэтому без труда устроился в небольшую дизайн-студию, название которой уже не помнит, и стал придумывать логотипы, верстать визитки и презентации для клиентов — местных небольших компаний.

Через четыре месяца ему позвонил одноклассник из Турции и предложил присоединиться к команде дизайн-студии в городе Мараш у границы с Сирией. Он согласился, даже не дослушав: экономика родной страны еще не оправилась после войны, поэтому перспектив для себя художник там не видел.

Место для офиса выбрали не случайно: Мараш — один из промышленных центров Турции, а значит, в нем можно рассчитывать на корпоративные заказы, рассудили основатели. Разработка брендбуков и логотипов для промышленников стала приносить им в совокупности около $1 000 прибыли в месяц. Этих денег, правда, хватало только на еду и закупку необходимых для работы материалов и оборудования.

В один прекрасный день в студию обратился производитель нержавеющих кастрюль и тефлоновых сковородок, который заказал фотосессию новой линейки своей продукции. «Шеф ударил с ним по рукам, а после того, как клиент ушел, я спросил: «Ну и как ты собираешься проводить фотосессию, когда в поверхности кастрюль все отражается?». Он похлопал меня по плечу и сказал: «Джама, ты сможешь, я в тебя верю». Мне кажется, это фраза преследует меня уже 15 лет», — смеется дизайнер.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Как Хабиб Нурмагомедов из бойца UFC превратился в одного из главных героев современности Как Хабиб Нурмагомедов из бойца UFC превратился в одного из главных героев современности

Хабиб Нурмагомедов сейчас — и есть мир смешанных единоборств

Esquire
Заряди батарейку! Эффект сохранения энергии Заряди батарейку! Эффект сохранения энергии

Городской житель к концу рабочей недели часто чувствует себя как выжатый лимон

Playboy
Внутренний ребенок: по дороге к себе Внутренний ребенок: по дороге к себе

Давным-давно жило-было наше детство с волшебниками, волками и темными лесами...

Psychologies
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
Мертвые не потеют: чем грозит России грядущий мировой кризис Мертвые не потеют: чем грозит России грядущий мировой кризис

В кризис Россия, как ни удивительно, может оказаться в не самом худшем положении

Forbes
Воображаемые друзья наших детей: стоит ли паниковать Воображаемые друзья наших детей: стоит ли паниковать

У ребенка появился воображаемый друг? Не нужно пугаться

Psychologies
Меняем курс: как мировые бренды воюют за женскую аудиторию Меняем курс: как мировые бренды воюют за женскую аудиторию

Чем дальше, тем сильнее конкуренция мировых брендов за женскую аудиторию

Forbes
Нужно ли разговаривать с детьми о неудачной беременности Нужно ли разговаривать с детьми о неудачной беременности

Стоит ли объяснять детям, что малыш из животика мамы так и не появился на свет?

Psychologies
18 укладок и окрашиваний, которые этой осенью должна попробовать каждая 18 укладок и окрашиваний, которые этой осенью должна попробовать каждая

Лето закончилось, а это значит, что можно задуматься о смене имиджа

Cosmopolitan
Место силы. Тест-драйв Kia Sportage на Байкале Место силы. Тест-драйв Kia Sportage на Байкале

Отдышаться тяжело, забыть увиденное невозможно

РБК
Джаник Файзиев Джаник Файзиев

Режиссер и продюсер Джаник Файзиев описал свой творческий путь

Maxim
Особая миссия Особая миссия

Супермодель Кендалл Дженнер поговорила о моде, лошадях и своих иконах стиля

Grazia
Гнев: знать врага в лицо Гнев: знать врага в лицо

Мы можем научиться контролировать болезненные перепады настроения

Psychologies
Интервью GONE.Flud для Esquire — о политике, деньгах и новом альбоме Интервью GONE.Flud для Esquire — о политике, деньгах и новом альбоме

GONE.Flud об осознанном аскетизме, новом альбоме и пути к славе

Esquire
«Нечего надеть»: 7 главных причин этого состояния и как их преодолеть «Нечего надеть»: 7 главных причин этого состояния и как их преодолеть

Такое время от времени случается с каждой женщиной

Psychologies
CNN: США тайно вывезли работавшего «в правительстве России» шпиона CNN: США тайно вывезли работавшего «в правительстве России» шпиона

США 2 года назад провели тайную операцию по вывозу из России источника разведки

Forbes
Руфус: как создать загрузочную флешку Windows 10 Руфус: как создать загрузочную флешку Windows 10

Rufus — одна из самых популярных программ для создания загрузочного накопителя

CHIP
На своих рельсах На своих рельсах

В прокат вышел фильм «Жара», главную роль в котором исполнила Диана Пожарская

OK!
«Не позорь меня»: почему нам бывает стыдно за других и что с этим делать «Не позорь меня»: почему нам бывает стыдно за других и что с этим делать

Что заставляет нас мучительно краснеть за других и можно ли перестать это делать

Psychologies
Кремль отменил массовые беспорядки: что показали суды по «московскому делу» Кремль отменил массовые беспорядки: что показали суды по «московскому делу»

Суд приговорил двух участников акции к реальным срокам за применение насилия

Forbes
Ягодки впереди. Как Wildberries стала лидером на рынке e-commerce Ягодки впереди. Как Wildberries стала лидером на рынке e-commerce

Крупнейший онлайн-ретейлер России родился из нежелания молодой мамы сидеть дома

РБК
Почему мужчины встречаются с женщинами постарше? Почему мужчины встречаются с женщинами постарше?

Почему некоторые мужчины осознанно выбирают не ровесниц, а более зрелых женщин?

Psychologies
Формула доверия: как избежать разочарования в людях Формула доверия: как избежать разочарования в людях

Как определить, кто заслуживает доверия?

Psychologies
Счастье: рецепт (не) для всех Счастье: рецепт (не) для всех

Человечество единодушно стремится быть счастливым

Psychologies
Дарья Сагалова: «Мечтаю просто выспаться» Дарья Сагалова: «Мечтаю просто выспаться»

Звезда сериала «Счастливы вместе» о материнстве и спорах с мужем

StarHit
Жить, а не бояться: как справляться с канцерофобией Жить, а не бояться: как справляться с канцерофобией

Канцерофобия сегодня стала страхом номер один

Psychologies
«Я иду только туда, где интересно». Как филолог из Нижнего Новгорода смогла стать топ-менеджером Visa в Америке «Я иду только туда, где интересно». Как филолог из Нижнего Новгорода смогла стать топ-менеджером Visa в Америке

Как филолог из России стала главным операционным директором Visa в Америке

Forbes
Свой сад Свой сад

Дизайнер Ричард Куинн об этике, эстетике и сотрудничестве с «гениями» Moncler

Vogue
Не всё то золото, что блестит Не всё то золото, что блестит

Эрик Винд об опасностях, подстерегающих коллекционеров

Robb Report
Открыть в приложении