Как устроить музыкальный фестиваль с Metallica и Билли Айлиш
Rammstein, Кристина Агилера, Die Antwoord, Foals, Эд Ширан, Майкл Киванука — нет, это не лайн-ап корпоратива мечты «РБК Стиль», а лишь малая часть артистов, выступивших в Москве в этом году. Разбираемся, кто и какой ценой поставляет их в Россию.
Лето 2019-го в Москве и Санкт-Петербурге выдалось не в пример музыкальным. Что ни уик-энд, то либо пай-мальчик Джеймс Блейк в советских декорациях Московского дворца пионеров, либо фестиваль урбан-культуры на парковке, либо мэтры британского рока The Cure и человек-амфибия от рэпа (иначе его безграничную дыхалку и умение звучать вживую не хуже, чем на записи, объяснить трудно) Пуша Ти в «Коломенском». А перечислять щедрые сольники мировых звезд, от Metallica до Билли Айлиш, и вовсе не хватит пальцев. Организаторы плотно утрамбовали летнюю концертную сетку. Чего это стоило зрителям, понятно: многие хотя бы раз за три месяца проголосовали рублем и сердцем за цепляющий лайв. Куда более интересный вопрос, чего это стоило людям по ту сторону сцены.
В начале было слово
И слово это — «букинг», то есть резервирование артистов на даты концерта, фестиваля или брендированного мероприятия. Система везде одна.
Договариваться о приезде исполнителя лучше за полгода до события (хотя российские промоутеры могут спокойно букировать артиста и за месяц, что неверно). Прежде чем отправить агентам вожделенного музыканта оффер, организаторы прикидывают свои возможности, распределяют бюджет (существенная часть которого в случае фестиваля отходит, естественно, хедлайнеру). Дальше начинаются смотрины: организаторы шерстят предполагаемые туры артистов на предмет свободных дат либо принимают предложения агентств.
«С некоторыми агентами складываются доверительные отношения, — поясняет Владимир Зубицкий, руководитель компании SAV Entertainment, аксакалов концертного бизнеса, привозящих на русскую землю тяжеловесов типа U2, Scorpions, Kiss и Агилеры. — Так получилось с представителями Depeche Mode. Кроме того, мы являемся партнером крупнейшей компании Live Nation, которая, помимо прочих, ведет группу Metallica. Таким образом, мы обладаем "правом первой ночи": как только артисты планируют тур, агенты первым делом предлагают даты нам». В случае когда агенты не готовы по большой любви отдать своего подопечного одному-единственному российскому промоутеру, начинается бег с препятствиями.
«Промоутеры-конкуренты устраивают торги, доходящие порой до абсурда, — добавляет Зубицкий. — Мы боремся за музыканта, но без фанатизма. Конечно, можно отдать баснословную сумму, но тогда придется задирать цены на билеты, чтобы окупить выступление, а за 15 тыс. руб. в танцпартер никто не придет. Последний раз подобная ситуация произошла с концертом Bon Jovi: молодая компания с потолка предложила сумму, но мы дали больше, чтобы получить контракт. Без конкурентов рокеры обошлись бы намного дешевле, но, слава богу, концерт получился вполне успешным».
Важный момент: заполучить исполнителя, отправившегося в тур, все равно проще, чем пребывающего в отпуске или годами записывающего альбом. «Обычно агенты приходят с установкой: "У артиста выходит новый материал, хороший он или нет — дело десятое. Зато появился повод для тура. Брать будете?"» — описывает положение дел Станислав Панков, совладелец агентства Unity, ответственного в том числе за Пушу Ти на «Пикнике "Афиши"». Случается, что артист, выпустивший альбом, резко дорожает. Так произошло с рэпером Tyler, The Creator: после релиза пластинки Flower Boy его букинг вырос в цене вдвое. Значит ли это, что «отдыхающие» коллеги становятся дешевле? Ничуть. «Когда артист не турит, это называется one-off, — продолжает Панков. — Букировать его гораздо сложнее и затратнее, чем коллегу с удачной гастрольной логистикой. Человеку просто невыгодно лететь 15 часов в Россию ради одного выступления».
Но любая проблема решается деньгами. Допустим, музыкант хочет вернуться из поездки с €200 тыс. в кармане. Промоутеры, желающие заполучить его на мероприятие, могут отдать сумму единолично, а могут дождаться, когда агенты договорятся о выступлениях исполнителя в Европе или в странах СНГ, чтобы разделить выплату гонорара между несколькими организаторами. С сольниками похожая схема, только тут промоутер сам организует приглашенной звезде «чес» по российским городам и весям. Например, тяжеловесы привозов агентство