5 фатальных ошибок автоинженеров, унесшие тысячи жизней
Не ошибается тот, кто ничего не делает, но некоторые просчеты могут обернуться катастрофой. Любой автомобиль, даже стоя на месте в исправном состоянии, представляет повышенную опасность, что уж говорить о машинах, в конструкции которых были допущены недоработки?
Взрывпакет вместо эйрбэга
Начнем с наиболее пугающего инцидента. Японских производителей принято ассоциировать с качеством и высокими технологиями. Однако это не всегда так, и компания Takata навеки вписала свое имя в историю автомобилестроения. Она выпускала широкий ассортимент оборудования, которое устанавливалось на модели самых разных марок. Среди продукции были подушки безопасности, которые могли сработать непредсказуемо: слишком слабо, либо наоборот, чересчур мощно, причем, в любой момент. А еще осколки пиропатрона запросто наносили серьезные травмы водителю или пассажирам. По вине неисправных средств безопасности погибло не менее 13 человек, а еще более сотни пострадали.
Проблема крылась в неправильно сконструированном газовом генераторе. Нитрат аммония в пиропатроне был недостаточно стабилизирован химически, и при перепадах температуры сильно менялись его свойства. Кроме того, были зарегистрированы случаи самопроизвольного срабатывания на сильной жаре. Отзывная кампания затронула более 3,5 миллиона автомобилей BMW, Chrysler, Toyota, Mazda, Ford и Nissan. Она затянулась на пять лет, начиная с 2013 года, и привела к полному банкротству Takata. Масла в огонь подлили проблемы с определением дефектных изделий, так как оказалось, что у производителя не сохранились записи подразделения, отвечающего за контроль качества.
Избыток свободы
Как ни странно, проблемы с химией у Takata начались гораздо раньше, чем произошла пренеприятная история с подушками безопасности. Многие автолюбители знают, что выполненные из ABS-пластика детали через несколько лет становятся хрупкими, а уж потеряв защитный слой ЛКП в результате скола, они превращаются в труху за считанные месяцы. Доподлинно неизвестно, на что рассчитывали японские инженеры, изготавливая замки ремней из этого материала. Может, предполагали, что стекла не пропустят большую часть ультрафиолета в салон машины, однако факт налицо — ключевая система безопасности "жила своей жизнью". Запорный механизм мог не отстегнуться, либо наоборот отпустить замок в самый неподходящий момент, особенно под нагрузкой (во время рывка при столкновении).