24 часа Лимонов: самая дурацкая автогонка
Почти на каждый голливудский блокбастер снимается пародия. Зачастую она не уступает по качеству и зрительскому интересу оригинальному фильму, приобретая широкую популярность на видео и в Сети. Про кино-пародии знают все, но многие ли знают о существовании пародий на… автогонки? Например, «24 часа Ле-Мана» – это тот же блокбастер в автомобильном исполнении, почему бы над ним не поиздеваться?
Когда в начале 1920-х годов появился знаменитый 24-часовой марафон в Ле-Мане, его основная идея была абсолютно прозрачна. Автопроизводители стремились доказать, что именно их машины наиболее надежны, выносливы и быстры, таким образом сделав себе рекламу, поэтому в гонке принимали участие серийные или чуть-чуть доработанные автомобили. Но со временем автогоночная индустрия диктовала новые правила, серийная техника исчезала с мировых трасс — и «Ле-Ман» не стал исключением.
Современные спортпрототипы классов LMP1 и LMP2 к серии не имеют никакого отношения — это болиды, построенные специально для гоночных марафонов (а порой — исключительно для марафона в Ле-Мане). Суперкары классов LM GTE Pro и LM GTE Am имеют серийную основу — здесь стартуют Porsche, Ferrari, Aston Martin, SRT Viper, Chevrolet с серийными кузовами и двигателями, — но все-таки гоночные доработки этих автомобилей достаточно серьезны. Да и изначально суперкар — машина не для простого человека.
Все это очень сильно возмущало американского журналиста Джона Уильяма Лэмма по прозвищу Джей. Он-то считал, что настоящий «Ле-Ман» — это такая гонка, куда любой может приехать на своем старом «бьюике», заявиться, пройти требования безопасности и стартовать. И даже, если получится, выиграть.
Лэмм уже принимал участие в популярных американских гонках на развалюхах, в том числе в 500-мильном ралли Double 500, проходящем неподалеку от Сан-Франциско. Основной идеей Double 500 было использование автомобилей, стоимость которых вместе с гоночной доводкой не превышала бы $500. Идея гонки пришла в голову Лэмму и Мартину Свигу, но через некоторое время Лэмм отошел от организации, потому что заезд казался ему слишком легким. И вот тогда он развил простую идею в гениальную маркетинговую стратегию.
Ржавые развалюхи?
Одной из проблем многих гонок на развалюхах был достаточно большой стартовый взнос, доходивший до $4000 (что нередко превышало стоимость машины). Поэтому «вход» в Double 500 был специально сделан бесплатным — гонка окупалась за счет спонсорских взносов. Эту же стратегию Лэмм использовал и при организации новой гонки — марафона 24 Hours of LeMons («24 часа лимонов»). Первый марафон прошел в 2006 году с огромным успехом.
«Я не думал, что это будет нечто большее, чем одна гонка», — говорит сегодня Лэмм. Но уже через три года после удачного старта журналист понял, что нужно делать серию. Сегодня она включает в себя целых 18 гонок, проводящихся по схожим принципам. Большая часть гонок имеет продолжительность 14,5 часа, разделенных на две сессии; заезды стартуют утром, чаще всего в девять, а заканчиваются не позже пяти вечера, до заката. Есть и исключения. Например, гонка Arse-Freeze-Apalooza в Сономе проводится в две сессии, каждая из которых длится с фиксированного времени (9 или 10 утра) до заката, во сколько бы он ни наступил. К слову, изначально Лэмм не думал, что развалюхи выдержат даже десять часов непрерывной работы.