Основатели сайта о рекламе Adme создали крупнейшую фабрику контента для YouTube

ForbesБизнес

Народные ремесла

Основатели сайта о рекламе Adme создали крупнейшую фабрику контента для YouTube и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).

Текст: Елена Ганжур

Вирусные ролики на YouTube с простыми советами — как избавиться от перхоти или вывести чернильное пятно — набирают по 100 млн просмотров

Канал 5-Minute Crafts появился на YouTube 15 ноября 2016 года, на следующий день на нем был размещен первый видеоролик, специализация канала — необычные советы (как из вилок сделать вешалку, прищепкой зачистить провода резинкой выкрутить шуруп, ниткой разрезать торт и т. п.). За три года канал набрал 15 млрд просмотров и 60 млн подписчиков и занял 3-е место по числу подписчиков всего YouTube. В 2017–2018 годах у 5-Minute Crafts появилось еще 10 каналов-«родственников»: 5-Minute для детей, 5-Minute для семьи, 5-Minute для девушек и пр.

Таким образом за пару лет два приятеля из Казани Павел Радаев и Марат Мухаметов соорудили в интернете «вечный двигатель», приносящий им десятки миллионов долларов в год. Общее число подписчиков на их контент в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — 230 млн, на YouTube — более 300 млн человек. На этих платформах ежемесячно размещается 1500 роликов более чем на 17 языках. Радаев и Мухаметов живут и работают на Кипре, с прессой не общаются. Что скрывают?

Казанские тролли

Бывшая тележурналистка Ксения Лукичева устроилась на работу к Павлу Радаеву и Марату Мухаметову, успешно выполнив три тестовых задания. С 2004 года они выпускали сайт о рекламе Adme.ru, в 2007-м Лукичева появилась в редакции, которая размещалась на окраине Казани в здании бывшего завода. «В Adme.ru мы работали не поднимая головы с восьми утра. Нам объясняли: рекламщики придут на работу, и у нас должно быть что им почитать», — вспоминает Лукичева. Сначала она была автором, а в 2013 году стала главным редактором сайта и публичным лицом компании. Радаев и Мухаметов предпочитали оставаться в тени, тусовок избегали, в Москву приезжали редко.

В 2002 году Павел Радаев вместе с владельцем местного оператора связи «Сити Ком» Андреем Красных и его женой учредил веб-студию «Ликсил Графикс», которая делала сайты на заказ. «В год выходило до двадцати проектов, и оборот был небольшой, — вспоминает Красных. — Интернет-рынок в Казани был тогда еще сырой, что не позволяло развиться». Через несколько лет Красных с женой вышли из бизнеса, который оказался им неинтересен.

У Радаева было больше энтузиазма. «Интернет в Казани скоро вырастет, и появятся новые лидеры, — писал он в 2003-м в своем блоге. — Появится культура читать авторские проекты, а не анекдоты». В соавторстве с Мухаметовым он писал дерзкие посты для портала creatiff.kazan.ru с критикой рекламных кампаний «Мегафона», сигарет «Ява» и водки «Абсолют». Троллинг рекламодателей и привел к идее сайта о рекламе Adme.ru.

Конкурентов было не так много, основной — информационный портал о рекламе и маркетинге Sostav. ru, созданный в 1998 году брендинговым агентством Depot. «Adme создавался маргинально, — вспоминает основатель и владелец Depot Алексей Андреев. — Могли бессовестно скопипастить у нас интервью и выдать за свое и не упускали возможности задеть слоганом типа: «На Sostav.ru вы заснете от скуки». Первое время Андреев возмущался, а потом ему стало безразлично. В казанской редакции тогда работало всего пять человек: три журналиста и два основателя, Радаев отвечал за техническую часть и финансы, Мухаметов курировал наполнение сайта. Лишь когда Лукичева стала главным редактором, она уговорила владельцев нанять фоторедактора и специалиста по работе в социальных сетях. «Мы просто знали свое дело и любили свою работу, — рассказывает Лукичева. — Было видно, как наш авторитет растет, с нами начали считаться такие гиганты, как BBDO». Вскоре Adme обогнал Sostav.ru по посещаемости. В 2013-м на сайт про рекламу заходило уже по 6–7 млн пользователей в месяц. Перед главным редактором поставили задачу: рост аудитории на 10% каждый месяц. «Где я столько людей в интернете возьму, думала я», — вспоминает Ксения Лукичева. Тем не менее за год посещаемость ресурса выросла более чем вдвое, до 15 млн. Летом 2015 года Ксения Лукичева из Adme уволилась.

Несмотря на внушительный рост аудитории, Adme как бизнес не устраивал Радаева и Мухаметова. За несколько лет два приятеля из Казани соорудили в интернете «вечный двигатель», приносящий десятки миллионов долларов в год «В сегменте сайтов о рекламе нет независимых медиа. Тот же Sostav принадлежит рекламному агентству, и деньги зарабатываются на другом», — объяснял Мухаметов в одном из интервью проблему ресурса. Бывший технический директор Adme Евгений Степанищев подтверждает: доход был крайне нерегулярным, и периодически приходилось «закрывать дырки» в Adme деньгами, заработанными на заказах «Ликсил Графикс» и наоборот.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Миром правит Кэш Миром правит Кэш

Как эстонец Томми Кэш побеждает снобизм в мире современного искусства

Vogue
Идеальная пара Идеальная пара

Обувной бренд duet.by.me зарабатывает десятки миллионов рублей

Forbes
Искусство на рынке, в библиотеке, в торговом центре, в институте: как проект фонда V-A-C «Московские Соло. Кунстхалле музыки» захватывает Москву Искусство на рынке, в библиотеке, в торговом центре, в институте: как проект фонда V-A-C «Московские Соло. Кунстхалле музыки» захватывает Москву

С конца весны фонд V-A-C организовал несколько перформансов и мероприятий

Esquire
Дым отечества Дым отечества

Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами

Forbes
Анастасия Заворотнюк испытала сильнейшие боли перед введением в кому Анастасия Заворотнюк испытала сильнейшие боли перед введением в кому

Онкологи сообщили, что 48-летняя актриса слишком поздно обратилась к ним

Cosmopolitan
Искусная отмычка Искусная отмычка

Как экспорт культурных ценностей помогает российским бизнесменам вести бизнес

Forbes
Катя Лель: «Попросила у Саши прощения на могиле» Катя Лель: «Попросила у Саши прощения на могиле»

Певица рассказала о ревности супруга и ультиматумах дочери

StarHit
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
Идея! Купить машину на будущее Идея! Купить машину на будущее

Как сделать современный автомобиль раритетным

Maxim
Авария в метро Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

Forbes
Жить, а не бояться: как справляться с канцерофобией Жить, а не бояться: как справляться с канцерофобией

Канцерофобия сегодня стала страхом номер один

Psychologies
На приеме На приеме

Платные клиники принимают все больше пациентов с полисами ОМС

Forbes
Какие российские бренды носят западные знаменитости Какие российские бренды носят западные знаменитости

Как российские бренды сотрудничают со знаменитостями и влияет ли это на продажи

РБК
Жизнь по календарю Жизнь по календарю

Приложение-трекер для репродуктивного здоровья Flo инвесторы оценили в $230 млн

Forbes
Почему девушки перестали считать пивной живот сексуальным Почему девушки перестали считать пивной живот сексуальным

Идеальные фигуры на телеэкранах заставляют людей презирать собственное тело

GQ
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Как перестать переплачивать за одежду —  правила выгодного шопинга от стилиста Как перестать переплачивать за одежду —  правила выгодного шопинга от стилиста

Правила успешного гардероба от стилиста Анастасии Ченцовой

Cosmopolitan
Заносчивый характер Заносчивый характер

Как автодорожное хулиганство превратилось в весьма успешный вид спорта

Forbes
Деньги на счетах, а не в экономике. О чем говорит новый рейтинг РБК 500 Деньги на счетах, а не в экономике. О чем говорит новый рейтинг РБК 500

Крупнейшие компании России вдвое увеличили темпы роста выручки в 2018 году

РБК
Семейный взгляд Семейный взгляд

Сестры из Ростова-на-Дону создали бренд детской одежды

Forbes
Технологии спасательного круга Технологии спасательного круга

Переход на циклическую экономику позволяет сберегать ресурсы

РБК
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Знакомые незнакомцы: насколько хорошо вы знаете своего партнера? Знакомые незнакомцы: насколько хорошо вы знаете своего партнера?

Всегда ли мы правильно оцениваем, насколько партнер открыт и честен с нами

Psychologies
Складная женщина Складная женщина

Елена Бондарчук строит отличные склады

Forbes
12 удивительных и абсолютно научных фактов о малышах 12 удивительных и абсолютно научных фактов о малышах

Они помогут нам лучше понимать наших детей и бережнее их воспитывать

Домашний Очаг
Техника физиков Техника физиков

Как выпускники превращают онлайн-школу английского в образовательный холдинг

Forbes
Как мормон-самоучка заработал $1 млрд на водородных грузовиках Как мормон-самоучка заработал $1 млрд на водородных грузовиках

Первый миллиардер, разбогатевший благодаря водородному транспорту

Forbes
Итоги года: Апрель, май, июнь Итоги года: Апрель, май, июнь

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
На своих рельсах На своих рельсах

В прокат вышел фильм «Жара», главную роль в котором исполнила Диана Пожарская

OK!
Открыть в приложении