Борис Галкин: «Гибкая электроника не только даст импульс к появлению новых применений, но и потеснит традиционную электронику на существующих рынках»
Российский центр гибкой электроники — первый в России производитель микроэлектронных компонентов на пластиковой основе. Директор по развитию компании Борис Галкин рассказал, как создать гибкий экран, как развивается мировой рынок гибкой электроники и почему у России отличные перспективы на этом рынке.
В чем различие между привычной нам электроникой и гибкой?
Я предпочитаю использовать термин «пластиковая электроника». Он лучше подходит, чем «гибкая», потому что гибкость конечному продукту нужна не всегда.
Традиционная электроника производится на основе кремния, а в гибкой электронике используется пластик. Кремниевые чипы по природе своей достаточно хрупкие, тогда как пластиковые компоненты при механических воздействиях не подвержены деформациям, что делает их более приспособленными для применения в тех сферах, где интеграция традиционной электроники проблематична. Другие преимущества — массогабаритные характеристики: компоненты на пластике весят на порядок меньше и в несколько раз тоньше кремниевых аналогов. Более того, в ряде применений при сопоставимых характеристиках пластиковая электроника уже дешевле, чем кремниевая. По мере развития индустрии пластиковой электроники разрыв в цене будет увеличиваться.
Какие части устройства могут быть гибкими?
На сегодняшний день гибкими могут быть многие компоненты: экраны, сенсоры, аккумуляторы, микросхемы, корпуса и т. п. Компания Samsung уже выпустила смартфон, который превращается в планшет, — у него сгибается и разгибается экран.
Электроника появляется в тех местах, где раньше это было невозможно представить, например сенсорный экран на одежде или медицинские патчи, — датчик приклеивается, как пластырь, а устройство измеряет пульс, давление или другую биометрию. Можно создать и более сложные медицинские сенсоры, например детекторы рентгена с адаптируемой кривизной, что сделает возможным другой уровень точности измерений. Это актуально как для медицинских применений (например детектор, оборачиваемый вокруг руки пациента), так и для неразрушающего контроля (дефектоскопия труб).
Есть решения, где важна не гибкость, а, скорее, изогнутость, например в автомобиле. Экран можно интегрировать в панель управления или в стойку бокового зеркала (слева от водительского сиденья) — чтобы выводить на него картинку с камеры и сделать видимой «слепую» зону.
Шансы на новом рынке
Россию нельзя назвать успешным производителем кремниевой электроники, каковы наши шансы в «гибкой» отрасли?
Россия сильно отстала от мировых лидеров кремниевой электроники. Этой индустрии уже 50 — 60 лет, у нас она начала развиваться очень поздно. В мире в это инвестированы такие объёмы денег, что догнать и перегнать очень сложно.
«Гибкая» электроника, в отличие от кремниевой, начала развиваться в индустриальном масштабе совсем недавно, менее пяти лет назад. Сегодня мы находимся на первых этапах развития технологии. Россия оказалась в числе стран, которые первыми решили инвестировать в индустриальную технологию. Одно дело — иметь лабораторные образцы, и совершенно другое дело — иметь технологию, которая позволяет выпускать промышленную серийно воспроизводимую продукцию: не пару десятков образцов, а десятки, сотни тысяч и миллионы единиц.