Мне снится пепел: кто такой Чжан Хуань
Сегодня в Эрмитаже открывается первая в России персональная выставка Чжана Хуаня «В пепле истории». Об одном из ведущих китайских художников наших дней — Александра Александрова.
По популярности на мировой арт-сцене среди китайских художников 55-летний Чжан Хуань может конкурировать разве что с Ай Вэйвэем. Начинавший с радикальных перформансов, он эмигрировал в США во второй половине 1990-х после того, как выставка «Наизнанку: новое искусство Китая» в центре современного искусства PS1 в Нью-Йорке обратила внимание западного сообщества на прежде неизвестных молодых художников по ту сторону океана, в числе которых был и Хуань. Стремительная международная карьера принесла ему участие в главных биеннале современного искусства, а сегодня работы Хуаня хранятся в коллекциях самых статусных музеев мира от Fondation Louis Vuitton и Центра Помпиду до Музея Гуггенхайма. С 2005 года Хуань больше не занимается перформансом — сосредоточившись на производстве объектного искусства, художник экспериментирует с медиумами и изобретает собственные техники, создавая все свои новые работы в огромной студии в пригороде Шанхая, где вместе с ним трудится сотня его ассистентов.
Революция и перформанс: начало карьеры
Родившийся в 1965 году Чжан Хуань на восемь лет моложе Ай Вэйвэя — и оба они относятся к поколению, заставшему последние годы культурной революции Мао Цзэдуна. Хуань осваивал европейский живописный канон в пекинской Центральной академии изящных искусств, когда в 1989 году на площади Тяньаньмэнь были жестоко подавлены протесты студентов и рабочих за демократические преобразования. Кризисное напряжение не могло не привести к радикализации молодых художников — и на окраине столицы возникла коммуна «Пекинская восточная деревня», названная по аналогии с центром американской контркультуры в Ист-Вилладж. Здесь вместе с Ма Люмином, Чжу Мином, Жун Жуном и другими прославившимися впоследствии художниками Чжан Хуань занимался радикальными перформансами и телесными практиками. Многие из них были намеренно саморазрушительными для исполнителя — и абсолютно во всех ясно читалось влияние концептуального искусства и близкое знакомство с американскими и европейскими перформансами.
В «12 квадратных метрах» (1994) обнаженный художник в разгар лета на протяжении часа сидел в открытой уборной, пока на его покрытое медом и рыбьим жиром тело слетались мухи. Некоторые критики интерпретировали этот перформанс как критическое высказывание о невозможных жилищных условиях большинства жителей Китая, сам же Хуань объяснял его смысл иначе: «