Возвращение парусного флота
С тех пор как в море вышли первые суда с двигателями внутреннего сгорания, парусники сделались таким же анахронизмом, как телеги или патефоны. Однако похоже, что в последние годы маятник готов качнутся в обратную сторону.
Дороговизна топлива, все более строгие ограничения на выбросы паниковых газов и появление новых технологий вызывают все больший интерес к старой доброй силе ветра – недаром недавно была даже создана Международная ассоциация ветряного морского транспорта (International Windship Association, IMA), которая должна способствовать развитию таких технологий.
По данным Международной морской организации (IMO), в пересчете на перевозку тонны груза на километр морской транспорт приводит к выбросам в атмосферу от 3,0 до 7,9 г углекислого газа – на порядок меньше, чем автомобильный и почти на два порядка меньше авиации. Даже для железнодорожного транспорта эта цифра больше, составляя около 20-40 г/т*км. Тем не менее, речь идет об колоссальных объемах: на все эти сухогрузы, контейнеровозы и танкеры приходится около 90 процентов глобальных грузоперевозок. В результате морской транспорт выбрасывает за год более миллиарда тонн углекислого газа, втрое больше чем авиационный и больше, чем такая промышленная страна, чем Германия.
Это происходит на фоне подписанного практически всеми странами мира Парижского соглашения по климату, которое направлено на двукратное снижение выбросов в течение ближайших 30 лет. Так что активные поиски альтернативных способов перемещения грузов по морю стали закономерным развитием ситуации. Благо, многие необходимые технологии уже имеются, а многие теоретические находки прошлых лет уже удалось проверить на практике. Мы расскажем о важнейших на нескольких любопытных примерах.
Умные паруса
Если рассуждать о том, как может выглядеть парусник XXI века, то пожалуй, первое, что придет в голову, – выполнить мачты и паруса из новых современных материалов, а для большей эффективности управление этой снастью доверить «умной» компьютерной системе. Такой проект реализует французское конструкторское бюро VPLP Design, где разрабатывается проект 121-метрового накатного (предназначенное для перевозки тяжелой техники) судна, которое должно доставлять компоненты будущей космической ракеты Ariane 6 от места производства в Европе до места запуска в Космическом центре во Французской Гвиане, у самого экватора.
Судно будет использовать газодизельный ДВС, способный использовать разные виды топлива, однако планируется, что большую часть времени оно сможет обходиться парусной системой Oceanwings , созданной французской же компанией CNIM. В VPLP проектируется несколько судов с такой системой, но «ракетный грузовик» – самое масштабное из них.