«Богатому мужчине в наше время стало сложнее жить»: один день с Рубеном Варданяном
Бизнесмен Рубен Варданян, #103 в рейтинге Forbes, c утра до вечера устраивает марафон из 15 встреч подряд. Специально для Forbes Life он рассказал, как проходит его день, о поиске единомышленников, похорошевшей Москве и любви к овечьему сыру и кислому компоту.
Рубен Варданян — российский бизнесмен, партнер компании «Варданян, Бройтман и партнеры», состояние которого оценивается в $950 млн. Владеет бизнес-центром «Романов Двор», имеет долю в «Военторге» и в других объектах недвижимости.
7:00Душ и стакан воды
Обычно я просыпаюсь в семь, иногда в полвосьмого — с годами, как мне кажется, я стал спать чуть больше. Никаких джетлагов и бессонных ночей: мне в этом смысле очень повезло — засыпаю я сразу, но и просыпаюсь тоже рано. С утра стараюсь почту не проверять: этим обычно занимаюсь ночью, и пока все письма не дочитаю, то спать не ложусь.
Сразу оговорюсь: моя жизнь в Москве сильно отличается от того, что происходит за ее пределами. Следующие 16 дней я проведу в шести других странах. Там будет и график другой, и все другое. А так мой день достаточно скучный: я никакой не супергерой с невероятными подвигами.
Последнее время я не часто завтракаю. Главное, что я обычно делаю утром, так это пью воду: обязательно выпиваю поллитра воды. Вода, конечно, в Армении будет намного лучше, но и в Москве при желании можно найти достойную.
08:00Дорога в офис
Через полчаса я обычно уже на работе — так повелось, что я начинаю заниматься делами уже с восьми утра. Иногда совмещаю встречи с завтраком — и назначаю их в Кофемании или Correa's, что ближе всего к дому. Я минимизировал свои передвижения по Москве с тем, чтобы тратить на дорогу из дома на работу минимум времени. Много пытаюсь ходить пешком и даже иногда спускаюсь в метро: в этом смысле у меня есть очень большая «привилегия».
Мой отец был архитектором и весьма мудрым человеком. Как мне кажется, он справедливо советовал селиться в 10 или 15 минутах ходьбы от главного театра вне зависимости ото того, в каком городе бы ты ни остановился. Этим диаметром для меня центр города и ограничивается. А от нашего дома как раз 10 минут ходьбы до Большого и Консерватории.
Москва — город большой эклектики. Должен признаться, что сейчас, когда убрали провода, вокруг все вдруг оказалось даже красивым: стало чище и светлее, особенно по сравнению с 1990-ми годами, когда город казался очень мрачным. Хорошо помню, что совсем недавно от Москвы было ощущение очень плотного города, спроектированного так, что передвигаться мимо снующими туда-сюда машинами можно было только бочком. В этом отношении Москва, безусловно, стала лучше. Хотя многие вещи — например, велосипедные дорожки, — вызывают вопросы: на Большой Никитской они почему-то настолько широкие, что пешеходы не могут пройти мимо. Я, кстати, с большим уважением отношусь к велосипедистам, которые зимой настойчиво пытаются ездить на велосипедах по Москве.
Я много езжу по миру и при желании легко можно критиковать каждое новое место. Но с точки зрения энергетики развития и изменений Москва — один из самых динамичных городов из тех, что я встречал, даже по сравнению с Парижем и Лондоном. Она очень разнообразная, но, вместе с тем немного совковая и купеческая. Да, ей не хватает питерской интеллигентности, но это очень русский город: тот же Питер — абсолютно европейский город, каким-то непостижимым образом оказавшийся в России.
8-30Старт марафона из встреч
Моя жизнь — это даже не работа на самом деле — это общение, общение, общение. Я просто очень голодный на проекты, на идеи, на интересных людей. Кроме этого, в моей жизни, на самом деле, нет ничего. Я могу спокойно слушать разную музыку, а могу ее не слушать, ходить на разные мероприятия, а могу и не ходить. У меня нет страсти, я ничего не коллекционирую, у меня нет хобби. Иногда мне кажется даже, что я не умею ничего делать хорошо, наверно, только очень люблю танцевать. Хотя никогда этому не учился. А еще люблю рассказывать анекдоты на любые темы и, особенно — про армян, раньше я знал их бесконечно много. Иногда я рассказываю анекдоты на переговорах, но, к сожалению, ходу разговора это помогает не всегда. Главное следить, чтобы шутки ваши были к месту.
Завтра у меня будет 15 встреч подряд. Обычно их столько и бывает: каждая длится по полчаса, больше по времени редко получается. Прелесть моего графика в том, что он разнообразный — у меня есть всего понемножку: и посол, и писатель, и «Аврора», и краудфандинг, пресс-подходы и съемки, встречи с сотрудниками. Это одно из больших преимуществ моей жизни — в ней нет повторяющихся вещей. Зато в течение дня приходится очень много переключаться на разные темы, совершенно разных людей, разные проблемы. От очень приятных к менее комфортным, от бизнесовых к филантропическим, и обратно. В моей жизни такое количество разных проектов, такое количество разных людей, что они проносятся у меня перед глазами как калейдоскоп — сегодня утром начали звонок экономисты по поводу кредита, потом у меня была встреча с парнем, который занимается технической эксплуатацией наших зданий. Потом у меня была встреча с крупным дипломатом, встреча по поводу освящения монастыря, встреча с организаторами форума Авроры — и день еще не закончился.