По судам затаскают: к чему приведет иск Бориса Ротенберга к финским банкам
Борис Ротенберг пробует на прочность судебную систему Финляндии, требуя установить баланс между столь уважаемыми в Европе правами человека и страхом банков стать нарушителями санкционного режима США. Каков может быть результат тяжбы?
Первая сотня российского Forbes не может похвастать громкими судебными процессами. А те, что есть, чаще всего связаны с санкциями. После недавнего объявления о мировой Валентина Гапонцева с Минфином США главное дело по другую сторону Атлантики — оспаривание Олегом Дерипаской своего нахождения под санкциями. В Европе же взоры притянуты к небольшому государству Финляндия, где Борис Ротенберг пробует на прочность судебную систему этой тихой страны и требует найти компромисс между столь уважаемыми в Европе правами человека и страхом банков стать нарушителями санкционного режима США.
При этом Борис Ротенберг даже не находится под санкциями этой страны и ограничениями ЕС. Младшего брата Аркадия Ротенберга понять можно. И как гражданина Финляндии, и как потребителя финансовых услуг. Особенно с российской точки зрения: Гражданский кодекс РФ не наделяет банки правом в одностороннем порядке закрывать счет или отказывать в проведении операций из-за требований американского законодательства.
Но можно понять и ответчиков по его делу. Все западные банки хорошо усвоили урок французского банка BNP Paribas, оштрафованного властями США на $8,9 млрд за обслуживание попавших под санкции лиц из ряда юрисдикций.
Братья Ротенберги попали в «российский» санкционный список США одними из первых. 20 марта 2014 года их включили в самый жесткий санкционный список вместе с другими участниками «ближнего круга» президента России. По мнению американского Минфина, именно «ближний круг» выступает основным бенефициаром присоединения Крыма и именно входящие в него лица надоумили российского лидера на такой шаг.