Живая античность
Кому нужны безрукая Венера, безголовая Ника и ряды голов без ушей и носов.
Античность: красиво, но очень скучно. Безрукая Венера, безголовая Ника, монотонные ряды голов, рук, тел — всем этим мы досыта наелись еще в школьные годы в музейных залах. Чем, казалось бы, это может заинтриговать современного коллекционера? Однако, рынок коллекционных антиков существует, и на указанные вопросы есть несколько ответов.
Во-первых, кажущееся однообразие музейного материала — проблема скорее не античности, а музея; тот случай, когда количество нейтрализует качество. Вне музейных интерьеров, выбравшись из толпы похожих мраморных тел, условная греческая статуя легко обретает новую жизнь, становясь уже не только историческим материалом, но и эстетическим объектом (чем, собственно, и являлась изначально). И именно это привлекает к «антике» особую категорию покупателей, которая,наряду с коллекционерами, тоже формирует спрос. Речь о декораторах, и даже шире — о людях, которые специалистами не являются, а просто хотят украсить свой дом. И это настолько расширяет круг возможных покупателей, что галереи античного искусства становятся отнюдь не редкими гостями на ярмарках искусства современного (например, на Tefaf Maastricht и Frieze Masters). Среди людей, интересующихся античностью, замечены современные художники Марк Куинн, Джефф Кунс и другие. Привлекательность и понятность античности для широкой публики отличает этот рынок от многих других узких рынков коллекционирования.
Во-вторых, надо помнить, что античность — это философия, литература, мифология, и есть масса коллекционеров, которые пришли к своей тематике именно через увлечение этими дисциплинами.
В-третьих, нельзя забывать о том, что античное искусство — по сути, первооснова современного искусства и именно с охоты за античными предметами началась вся история коллекционирования (страстными их собирателями были и Лоренцо Медичи, и Наполеон, и другие). Да и самим представлением о том, что такое красота, мы обязаны коллекциям антиков: именно они сформировали нынешние представления о прекрасном. Творцы эпохи Возрождения считали себя продолжателями античных традиций, а позже идеалы и эстетика Древнего мира не раз послужили ориентиром для развития искусства: ими были вдохновлены классицизм, академизм, ампир.
К античному искусству (искусству Древнего мира, или Ancient Art & Antiquities в аукционных каталогах) относят произведения, созданные в государствах Междуречья, Древнего Египта, Древней Греции и Рима, а также во времена эллинизма. И если антик не подделка, то он по-настоящему проверен временем, ведь шанс дотянуть до наших дней всегда оказывался только у произведений самого высокого качества. Разумеется, существует не так уж и много предметов в коллекционном состоянии, поэтому собирают все, что осталось: скульптуру и керамику (ее сохранилось больше всего), геммы, монеты, печати, стекло и украшения, даже свитки и книги. И если керамика и скульптура — более «массовые» направления коллекционирования, то прочие считаются совсем узкими, для знатоков.
Итак, античность покупают. Но увы: если несколько веков тому назад этот рынок коллекционирования был крупнейшим, сегодня он не особенно заметен. Несмотря на то, что некоторые античные статуи по-прежнему входят в списки самых громких аукционных продаж скульптур (и становятся самыми дорогими сделками сезона в категории «искусство до XX века» на крупнейших аукционах мира), рынок обмельчал настолько, что считается нишевым. В общемировом обороте его доля настолько мала, что его колебания не влияют ни на соседние рынки, ни на картину в целом. Причины те же, что, например, и у рынка старых мастеров: мало первоклассных работ (а те, что появляются, зачастую сразу попадают в музей и на долгие годы изымаются из рыночного обращения), сложности с хранением и реставрацией, проблемы документального оформления.
Ощутимое влияние на развитие рынка в свое время оказала Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая в ЮНЕСКО в 1970 году и поддержанная 128 странами. Целью было противодействие волне краж и нелегальной торговли античными предметами, захлестнувшей мир в конце 1960-х: в это время поток артефактов из так называемых южных стран (Греции, Египта, Италии, Ирака и других государств, где велись активные археологические раскопки) на «север» — в богатые страны Западной Европы — заметно усилился.
Конвенция поставила перед государствами-участниками ряд задач. К их числу относились инвентаризация обнаруженных ценностей, стандартизация и разработка экспортных сертификатов, мониторинг торговли, введение уголовных или административных санкций. Были утверждены положения о реституции культурных ценностей и обозначен порядок международного взаимодействия в рамках решения названных задач. Это оказало некоторое депрессивное влияние на рынок: соблюдение правил усложнило процедуру подготовки античных предметов к продаже и несколько затормозило развитие сегмента. Но все же это было и необходимым этапом его эволюции, шагом в сторону оздоровления и прозрачности.
География рынка античности незатейлива: главные торги проводятся преимущественно в Лондоне, здесь же проходит и около 60% главных галерейных сделок. Интересные предметы средней ценовой категории можно встретить на торгах во Франции и Италии. Рекорды же продаж античных статуй и скульптур (именно они среди всех произведений Древнего мира ценятся дороже всего) регулярно ставятся в Нью-Йорке: там были проданы семь из десяти самых дорогих предметов античного мира. Самый «стойкий» результат из топ-10 — £7,9 млн за статую Венеры Медицейской конца I — середины II века н. э. — относится к 2002 году, а самый последний — $30,9 млн за ассирийский рельеф IX века до н. э., — достигнут в 2018-м. То есть мы видим, что рекорды ставятся нечасто, но при этом в топ-10 есть и свежие результаты. Это доказывает, что рынок жив, интерес к нему стабилен и коллекционеры всегда находятся в ожидании уникального ценного лота.