Юрий Сапрыкин рассказал Esquire о том, как шла работа над фильмом «Сорокин трип»

EsquireСобытия

Соавтор фильма «Сорокин трип» Юрий Сапрыкин: «Сорокин — это и есть классика, это навсегда»

Владимир Панкратов

Фотографии: Иван Клейменов

На российские экраны выходит “Сорокин трип” — первый документальный фильм о жизни Владимира Сорокина. Один из авторов идеи, бывший главред “Афиши” Юрий Сапрыкин, рассказал Esquire о том, как шла работа над документалкой, удалось ли показать в фильме Сорокина-человека, а не Сорокина-писателя и почему автор “Нормы” и “Дня опричника” достоин звания «самый значительный русский писатель современности».

Сорокин успел дать к этому времени много интервью, в которых довольно много о себе уже рассказал. Готовясь к фильму, вы как-то имели в виду весь массив этой информации? Иначе говоря, вы не боялись, что в ответ на ваши вопросы он начнет говорить то, что говорил уже много раз? Или интервью и фильм — разные вещи?

Нет, не разные. У Сорокина действительно есть такая особенность: когда несколько людей берут у него интервью в сжатый промежуток времени или по одному поводу — кажется, что писатель включает одну и ту же пластинку. Но мне кажется, это связано только с его исключительным, каким-то западного типа профессионализмом. Ты не можешь всякий раз включать новую, еще более новую, а теперь уже совсем новейшую искренность. Вы знаете, наверное, вышедший после фильма A Star Is Born ролик с Леди Гагой, где смонтированы около ста фрагментов, в которых она говорит одну и ту же фразу про сто человек в комнате. В разной обстановке она произносит ее с неизменной интонацией.

Мы договорились с Антоном Желновым (журналист, соавтор фильма. — Esquire), что не хотим касаться традиционных ходов, которые в последние годы возникают в интервью с Сорокиным. «Вот, Владимир Георгиевич, расскажите, что же будет с родиной и с нами. Вы так удачно всё предсказали в «Дне опричника» и в «Теллурии», — а что ждет нас сейчас?». Или: «Вы так много писали про советское, а советское теперь возвращается, и как вы смотрите на это возвращение?..» Решили отойти от этого «золотого стандарта».

Сколько раз вы встречались?

Мы говорили с ним две недели, неделю в Москве, неделю в Берлине, каждый день по много часов. На такой дистанции ты сразу держишь в голове не материал на четверть полосы, а воображаемую книгу. Эта книга, с одной стороны, ЖЗЛ: «Давайте, Владимир Георгиевич, пройдемся по этапам вашей биографии: родился, учился, женился, вот первый роман, а вот второй...» С другой стороны, ты сразу представляешь, как эту линейную структуру будешь ломать. Как-то тупо в 2019 году, еще и имея дело с Сорокиным, на голубом глазу делать жэзээловский последовательный нарратив.

А как вы разделяли обязанности с Антоном Желновым? Вас где-то назвали сценаристом фильма.

Нет, это не так. Ну то есть это в равной степени относится и ко мне, и к Антону. До того, как вообще впервые отправиться говорить с Сорокиным о кино, мы несколько дней пытались понять, чего мы хотим, что мы про Сорокина думаем, каким мы его хотим показать. Мы считали очень важным показать, что Сорокин существует в разных мирах: и в Москве, и в Берлине, и в советском, и в постсоветском, и в русской литературе, и в европейской, и в антирусской, и в пострусской. Было важно показать на картинке, как он переходит из одного мира в другой.

Но иной раз и не догадаешься, где он сейчас находится.

Да, ничего этого не получилось, и слава богу. Наверное, это был бы слишком навязчивый визуальный ход, и мы с легким сердцем в какой-то момент от него отказались. Сам разговор с Сорокиным мы вели вдвоем, и Антон выступал все-таки первым номером. Дальше я чуть больше работал с расшифровками и пытался сложить из них какой-то сюжет. Антон сидел на монтаже и уже делал окончательную версию. Сценарий как бы был, и его как бы не было.

На сайте «Москвич» вышла рецензия на фильм, где есть такая фраза: «Зрителю, знакомому с творчеством героя, фильм не сообщит ничего принципиально нового, а человек со стороны, скорее всего, ничего во всем этом не поймет».

Я до известной степени с этим согласен. Действительно, чтобы сделать кино про Сорокина для масс, надо было сделать телепередачу или фильм в парфеновском духе, где все подробно объяснено. «Концептуалисты — это такая группа художников, которая существовала тогда-то и занималась тем-то...» Может, это слишком самонадеянная и неоправданная наглость, но нам хотелось сделать фильм, который, как визуальное произведение, своим художественным языком, своей суггестией, работой с образом Сорокина, сам по себе что-то рассказывает зрителю. Ты можешь не знать про Сорокина, но вот сидит на экране огромный красивый зверь, что-то сообщает тебе про жизнь, и сам факт его присутствия твою жизнь как-то меняет. А что касается первой части этого утверждения — ну да, наверное, Марк Липовецкий, который выпустил сборник научных работ про Сорокина, действительно ничего нового из фильма не узнает. А для обычного человека типа нас с вами, мне кажется, там есть что-то любопытное. Может, не на уровне фактов, а на уровне ощущений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Парное интервью: Светлана Ходченкова и Артем Быстров отвечают на 10 вопросов об отношениях, детстве и семье Парное интервью: Светлана Ходченкова и Артем Быстров отвечают на 10 вопросов об отношениях, детстве и семье

Интервью со Светланой Ходченковой и Артемом Быстровым

Esquire
«Материальный успех — вещь химерическая». Правила бизнеса Натальи Касперской «Материальный успех — вещь химерическая». Правила бизнеса Натальи Касперской

В 2018 году Forbes оценил состояние Натальи Касперской в $270 млн

Forbes
11 лучших европейских сериалов Netflix 11 лучших европейских сериалов Netflix

Которые доказывают, что потенциальный хит можно снять не только в Голливуде.

GQ
Как стартапы могут получить доступ к $100 трлн, заменив банки Как стартапы могут получить доступ к $100 трлн, заменив банки

Для стартапов — это огромный рынок и возможность заработать сотни миллиардов

Forbes
Как привести дела в порядок Как привести дела в порядок

Искусство продуктивности без стресса

kiozk originals
Медведи все чаще нападают на людей. С чем это связано? Медведи все чаще нападают на людей. С чем это связано?

Ученые проанализировали 664 случая нападения животных на человека

National Geographic
Как 35-летний финансист заработал $500 млн и стал партнером миллиардера Как 35-летний финансист заработал $500 млн и стал партнером миллиардера

История Николая Каторжнова, который заработал $500 млн Вадиму Беляеву

Forbes
«Колеса» без тормозов «Колеса» без тормозов

Боится ли хоть чего-нибудь Игорь Рудников?

Русский репортер
За ДТП ответят по мобильному За ДТП ответят по мобильному

Утверждены правила работы «суперсервиса» для оформления автомобильных аварий

РБК
На своих рельсах На своих рельсах

В прокат вышел фильм «Жара», главную роль в котором исполнила Диана Пожарская

OK!
Самое интересное на МАКС-2019: робот Федор, два президента и ситуативный маркетинг Самое интересное на МАКС-2019: робот Федор, два президента и ситуативный маркетинг

Что показали на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском

Forbes
Хюррем, подвинься! 10 красавиц из турецких сериалов, о которых ты не знала Хюррем, подвинься! 10 красавиц из турецких сериалов, о которых ты не знала

Подборка турецких актрис, которые еще заявят о себе

Cosmopolitan
Елизавета Боярская: «Нужно уметь позволять себе выходные» Елизавета Боярская: «Нужно уметь позволять себе выходные»

Елизавета Боярская рассказала, как изменилось ее отношение к экологии

Grazia
«Все думают, что у меня сделаны скулы»: Светлана Лобода рассказала о своем лице «Все думают, что у меня сделаны скулы»: Светлана Лобода рассказала о своем лице

36-летняя певица Лобода ответила на утверждения о пластических операциях

Cosmopolitan
Грета Тунберг и 11 других детей, которые изменили мир Грета Тунберг и 11 других детей, которые изменили мир

В возрасте всего лишь 16 лет Грета Тунберг из Швеции уже вдохновила миллионы

Популярная механика
Катя Лель: «Попросила у Саши прощения на могиле» Катя Лель: «Попросила у Саши прощения на могиле»

Певица рассказала о ревности супруга и ультиматумах дочери

StarHit
Сабельная пила: альтернатива лобзику, болгарке и цепной пиле Сабельная пила: альтернатива лобзику, болгарке и цепной пиле

Что такое сабельная пила и для чего она используется?

CHIP
«Книга лучше»: почему Донна Тартт прокляла экранизацию «Щегла» — и правильно сделала «Книга лучше»: почему Донна Тартт прокляла экранизацию «Щегла» — и правильно сделала

Почему и зрители, и читатели приняли экранизацию «Щегла» весьма прохладно

Forbes
Российские компании выплатили рекордные дивиденды. Почему это плохой сигнал для экономики? Российские компании выплатили рекордные дивиденды. Почему это плохой сигнал для экономики?

Российские компании выплатили по итогам 2018 года рекордные дивиденды

Forbes
Хоакин Феникс рассказал о работе над ролью в новом фильме «Джокер». Критики хвалят игру актера Хоакин Феникс рассказал о работе над ролью в новом фильме «Джокер». Критики хвалят игру актера

Хоакин Феникс опирался на игру Хита Леджера и других знаменитых предшественников

Esquire
Хибла Герзмава Хибла Герзмава

Сопрано номер один в России подвластны разные жанры

Собака.ru
Сжиженная рокировка Сжиженная рокировка

Эксперты предсказывают России третье место по экспорту СПГ к 2028 году

РБК
Стечение обстоятельств Стечение обстоятельств

Скотч делают из ячменя, но это далеко не главный ингредиент

Вокруг света
Искусственная гравитация: кусочек дома в глубоком космосе Искусственная гравитация: кусочек дома в глубоком космосе

В начале 60-х годов прошлого века человек впервые отправился в космос

Naked Science
Народные ремесла Народные ремесла

Основатели сайта о рекламе Adme создали крупнейшую фабрику контента для YouTube

Forbes
Полина Виторган: «Я всегда знала, что буду актрисой» Полина Виторган: «Я всегда знала, что буду актрисой»

Актриса театра и кино сыграла главную роль в спектакле «Зобеида»

Grazia
Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском музее Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском музее

Экскурсия со-куратора, сценографа и бывшего арт-директора французского Vogue

Vogue
Жизнь как кино Жизнь как кино

Из-за свадьбы Дженнифер Лопес едва не отказалась от роли в «Стриптизершах»

StarHit
7 мировых достопримечательностей, которые местные ненавидят всей душой 7 мировых достопримечательностей, которые местные ненавидят всей душой

Иногда люди совсем не рады соседству с достопримечательностями

Playboy
На подмостках театра абсурда На подмостках театра абсурда

России важно держаться стратегии, не ущемляющей целей внутреннего развития

Эксперт
Открыть в приложении