Думаю, и встреча их тоже была предопределена

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил»

Записал Олег Перанов

Фото: из архива А. Колосова

В мае этого года страна отмечала 100 лет со дня рождения народной артистки СССР Людмилы Касаткиной. Она ушла из жизни в феврале 2012-го, через 11 дней после смерти любимого супруга, режиссера Сергея Колосова. Их сын Алексей Колосов вспоминает: «О его смерти я сам сказал маме. Она выслушала меня молча. Без истерик и слез. Думаю, она понимала, что папа уйдет. Мне кажется, что и о своем уходе догадывалась. В день похорон Сергея Николаевича мама попросила, чтобы ей дали возможность попрощаться с ним не на людях. Мы привели ее в ритуальный зал ЦКБ за два часа до начала официальной панихиды. Потом ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Нет, мама подошла к нему сама! Молча стояла и смотрела на папу. Очень какая-то беззащитная. Словно потеряла смысл жизни...»

Признаться, я был удивлен, сколько людей помнят и любят мою маму, даже молодежь. Наш Фонд поддержки деятелей науки, культуры и спорта имени народных артистов СССР Л.И. Касаткиной и С.Н. Колосова, в котором я являюсь президентом, организовал в этом году в Москве много мероприятий, посвященных 100-летию актрисы. И я рад, что в это дело включились и ГИТИС, где Людмила Ивановна и Сергей Николаевич учились, а затем пришли мастерами и преподавали, и киностудия «Мосфильм», на которой они создавали свои фильмы, и Театр Российской армии, где мама играла более шестидесяти лет, а папа поставил несколько спектаклей. На Страстном бульваре, напротив здания СТД, прошла выставка фотографий из архива семьи, театра, «Мосфильма» с редкими кадрами, которые мало где публиковались. Куратором выставки стала друг нашей семьи Галина Мерзликина. Совместно с Театром Российской армии на его малой сцене мы устроили вечер памяти, в котором приняли участие коллеги и ученики Людмилы Ивановны — Алиса Богарт, Роман Радов, Михаил Богдасаров, который пришел уже со своими учениками, Андрей Житинкин, Елена Захарова и многие другие. В этот вечер я исполнил песню Булата Окуджавы «Молитва», которую мои родители особенно любили.

Пока Земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет...

Я пел и вспоминал, как с этой песней выступал на этой же сцене на 85-летнем юбилее мамы. Как оказалось, последнем в ее жизни. Тогда мы вышли с девятилетней дочкой Аней. Мама не ожидала, это был сюрприз. И когда мы с Анечкой вместе пели «Молитву», глаза у нее заблестели от слез... А когда вечер завершился, она обняла нас с дочкой, расцеловала.

Людмила Касаткина с внучкой Аней в музее «Союзмультфильма», 2006 год. Фото: из архива А. Колосова

Она очень любила внучек, и они отвечали ей взаимностью. Называли ее не «бабушкой», а Люлей. Старшую дочь от первого брака я назвал в честь мамы — Людмилой. Но больше похожей на нее и внешне, и творческим задором получилась младшая, Анечка. Она окончила ВГИК, факультет режиссуры кино и телевидения. А еще Анечка — вице-президент нашего фонда. Признаться, мы никогда не задумывались о создании каких-либо фондов, пока не случилась та ужасная история с семьей Алексея Баталова, когда рядом с его именем появились некие мошенники. Тогда мы организовали концерт-акцию в память об артисте, чтобы защитить светлое имя Баталова. Ведь Людмила Ивановна и Сергей Николаевич дружили еще с мамой Алексея Владимировича, и они дружили семьями. И вот тогда, четыре года назад, возникла идея фонда, чтобы увековечить память Касаткиной и Колосова и оказывать определенную поддержку тем, кто попал в такую трудную ситуацию, как семья Баталова. С большим энтузиазмом в это дело включились моя жена Светлана и наша дочь.

Вообще, и Людмила Ивановна, и Сергей Николаевич поддерживали во всех творческих начинаниях свою внучку Аню, чем бы она ни занималась: в хореографическом кружке, музыкальной школе или в театральной студии при Доме актера. Мама говорила ей: «Если ты будешь упорна в достижении своих целей и не будешь лениться, то многого добьешься!» До слез было пронзительно и трогательно, когда мы приехали в больницу поздравить папу с 90-летием. Он уже практически никого не узнавал, кроме меня. С нами был его давний коллега, директор студии «Телефильм» Виталий Васильченко, с которым они долгое время проработали вместе, а также старый друг семьи Владимир Александрович Трусов. Но он их не вспомнил и не особо понял, зачем мы все пришли, однако рад был видеть меня. Обращаясь к нам со Светой, приподнявшись на локтях, папа неожиданно проговорил: «Как я переживаю, как я волнуюсь, что Анечке будет так сложно, ведь она так чрезмерно развита и умна не по годам, столько знает, как же ей будет из-за этого тяжело по жизни». Все были шокированы... до слез. Действительно, у Ани получается многое, например хорошо держать аудиторию на лекциях и мастер-классах, придумывать и записывать подкасты, посвященные современному кино, в котором она прекрасно разбирается. Даже затеяла с каналом «Интертитры» под флагом фонда создать собственное киноиздание, пока в онлайн-формате. Она снимает интервью с деятелями культуры и науки. Ее первый девятисерийный документальный фильм под названием «Диалоги памяти: наука», посвящен 300-летию Российской академии наук. А сейчас она заканчивает следующий фильм — «Знакомьтесь, мозг» к 35-летию Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой в Санкт-Петербурге. Вот на такие серьезные, но очень интересные темы она замахнулась.

Кстати, с моей второй женой Светланой меня познакомила мама. Мы не сразу разглядели друг друга. И поженились через четыре года после знакомства — совсем как когда-то мои родители.

Однажды мама возмущенно рассказала, как к ней в театре подошел один коллега и то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался: «Ты так давно живешь с Сергеем Колосовым. Неужели ни разу не изменяла ему?» — «Никогда!» — отвечает ему мама. И он, махнув рукой, говорит: «Ну, тебе и вспомнить перед смертью будет некого». — «Почему же?! — нашлась мама. — Я Сережу буду вспоминать...»

Людмила Касаткина на репетиции спектакля «Барабанщица». Во время съемок документального фильма о Людмиле Ивановне «Сегодня и каждый день», 1971 год. Фото: из архива А. Колосова

И знаете, так оно и получилось. После смерти отца мама оказалась в больнице и в своем полусознательном состоянии, в полубреду часто видела его перед собой. Обращалась к Елене — женщине, которая ухаживала за ней: «Сергей, почему ты молчишь? Сережа, где ты был?» К сожалению, постоянно быть рядом с мамой я не мог: мне пришлось увеличить число концертов, чтобы заработать деньги на дорогостоящие лекарства. Но когда приезжал в больницу и наблюдал эти сцены со стороны, чувствовал невыносимую боль в сердце. Накануне смерти мама приподнялась на кровати, снова посмотрела на Леночку. Взгляд как будто прояснился, лицо помолодело, словно болезнь отступила. Мама четко произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день ее не стало. Это случилось на одиннадцатый день после смерти Сергея Николаевича.

Я человек не религиозный, но, когда думаешь об их жизни — особенно о том, как они вместе ушли, — невольно начинаешь размышлять, что есть все-таки высшие силы, которые нас ведут.

Думаю, и встреча их тоже была предопределена. И, как ни страшно это звучит, если бы не война, они могли разминуться по жизни. Ведь на режиссерский факультет ГИТИСа папа поступил в 1939 году, когда мама еще была школьницей. Только вот долго учиться в вузе ему не пришлось — ушел на фронт. Сначала воевал на советско-финской войне, а затем на Великой Отечественной... И только после Победы смог продолжить обучение.

Родители часто со смехом вспоминали историю своего знакомства. Папа впервые увидел маму в мае 1946 года, накануне дня ее рождения, где-то в коридоре института — и просто не смог пройти мимо. «Так она мне понравилась, — спустя много лет рассказывал мне отец, — что я тут же решил с ней познакомиться». Его можно понять: мама всю жизнь была такой обаятельной, открытой, искренней. Глаза лучистые, радостные... Папа подошел, представился. Узнал, что зовут ее Людмила Касаткина, что учится она на третьем курсе актерского факультета. И решительно пригласил девушку на свидание. Она немного растерялась — надо же, какой напор! Помолчала, что-то обдумывая, и неожиданно улыбнулась: «Хочешь — приходи ко мне завтра на день рождения!» И назвала адрес. В назначенный час папа в парадном костюме, с букетом цветов позвонил в дверь. Ее открыли совершенно незнакомые люди. «Нет-нет, молодой человек, вы ошиблись, Касаткины тут не проживают!» Вот так моя будущая мама подшутила над настойчивым кавалером. Расстроенный, он вернулся домой. Через несколько дней, когда они снова пересеклись в коридоре ГИТИСа, папа посмотрел на нее с упреком, а мама подошла и... извинилась. Смотрела на него и улыбалась настолько искренне, что он не смог на нее сердиться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Леонид Быков. В бой идут одни герои Леонид Быков. В бой идут одни герои

Из реальной жизни боевых летчиков Быков взял в картину очень много деталей

Коллекция. Караван историй
«Раньше The International ждали как события года, а сейчас это просто турнир» «Раньше The International ждали как события года, а сейчас это просто турнир»

Лучший игрок в Dota 2 о том, зачем киберспортсмен превратился в инфлюенсера

Ведомости
Светлана Моргунова. Примадонна телевидения Светлана Моргунова. Примадонна телевидения

Она никогда не носила корону. У Светланы Моргуновой было много поклонников

Коллекция. Караван историй
Суверенный интеллект Суверенный интеллект

Почему своя компонентная база — это вопрос национальной безопасности

Эксперт
Не все потеряно: как кинематограф осмысляет мировые трагедии Не все потеряно: как кинематограф осмысляет мировые трагедии

Кинематограф работает с материалом человеческих трагедий

Правила жизни
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
«Греческим языком не переломить проблемы школы» «Греческим языком не переломить проблемы школы»

О кадрах, о мотивации учеников и о нагрузках в системе образования

Монокль
Наш ответ ChatGPT: как российские стартапы делают бизнес на генеративном ИИ Наш ответ ChatGPT: как российские стартапы делают бизнес на генеративном ИИ

Что происходит на рынке генеративного ИИ в России и мире

Inc.
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя» Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историй
Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили

Хитрые ученые даже вычислили возраст самой Вселенной! Но как им это удалось?

ТехИнсайдер
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Мода со смыслом Мода со смыслом

Российский дизайнер Александра Гапанович о моде и поворотных событиях в карьере

Лиза
Взрослые дети Взрослые дети

Почему персонажи японского художника Ёситомо Нары не улыбаются

Weekend
Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной

Зачем менять уровень мощности СВЧ-печи?

VOICE
«Прорыв» в будущее «Прорыв» в будущее

Ядерное топливо можно и нужно использовать многократно

Наука
«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича «Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

История успеха наследия художника Казимира Малевича

Forbes
Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки

Биологи выяснили, что было возбудителем истощающей болезни морских звезд

N+1
Мальчик и дерево Мальчик и дерево

Как важно держаться корней в прямом и переносном смысле

Men Today
Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду

Как уже сейчас в новинках мира моды проявляются тренды гардероба будущего

Inc.
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Загранпаспорт за полную цену Загранпаспорт за полную цену

Это письмо было получено в 1926 году Екатериной Павловной Пешковой

Дилетант
Украшения Украшения

Украшения, достойные придворных парюр; классические модели и дизайнерская ирония

RR Люкс.Личности.Бизнес.
План города-сада План города-сада

Как «Росатом» готовит город-сад в Казахстане на берегу Балхаша

Ведомости
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
Открыть в приложении