Сложнейшая задача гиперзвукового движения решается с нескольких направлений

НаукаHi-Tech

Прямоточные двигатели будущего

Долгий полет во много раз быстрее звука сулит много плюсов; путь к нему лежит через создание эффективного прямоточного двигателя. Но этот орешек необычайно тверд, и расколоть его крайне непросто. К решению сложнейшей задачи разработчики идут разными путями с нескольких направлений. Об их шагах сегодня расскажет наш материал.

Николай Цыгикало, академик Российской инженерной академии

Проект гиперзвукового самолета Lockheed SR-72. Lockheed

Работа прямоточного двигателя

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель, ПВРД — открытая труба, узкая в середине, где горит огонь. Мы уже говорили о нем в материале «Гиперзвуковая крылатая ракета и ее скачки». Летящий в двигатель встречный воздух не знает лопаток компрессора; лишь скоростной напор гонит поток внутрь. Сужение входного канала сжимает воздух до нужных для горения параметров. Дальше в него добавляется и сжигается топливо. Полученный сильный, на пару тысяч градусов, разогрев потока работает дальше, внутри реактивного сопла, разгоняя струю для реактивной силы тяги.

Сжатие входящего потока — вот условие горения. А трудно ли сжать воздух? Как он сжимается скоростью? Оказывается, по-разному. И отличия эти не в разы, а в десятки и сотни раз. Линией перемены характера сжатия воздуха пролегает скорость звука в нем. Именно в этом конкретном воздухе, ведь скорость звука не постоянна. В жару она растет, в морозе падает; поэтому границей смены характера сжатия берут местную скорость звука для данных условий.

Все, что быстрее нее,— сверхзвуковое, все медленнее — дозвуковое: течение, скорость полета, тело, конструкция. Дозвуковой поток, обтекая препятствие, сжимается на нем мало. На низких скоростях воздух обтекает тело почти не сжимаясь. При половине скорости звука поток сжимается на 30–50%, а при 0,8 скорости звука сжатие достигает 70–80%. Но за скоростью звука воздух словно теряет упругость и начинает сжиматься многократно, в разы и многие десятки раз. Сверхзвук — мощный сжиматель, уплотняющий поток без ограничений.

Зачем сжимать воздух в двигателе? Литр сжатого воздуха содержит больше кислорода. И в нем можно сжечь больше горючего и получить больше тепла. В обильном кислороде многократно сжатого воздуха отлично горят самые разные топлива (так, по-авиационному, мы дальше будем называть горючее).

Дозвуковые прямоточники мало эффективны из‑за слабого сжатия. Гораздо лучше сверхзвуковые прямоточные двигатели: входящий поток может сжаться в разы и десятки раз. Была бы достаточная скорость и сужающаяся конфигурация входящей части — конфузора.

Входящий воздух втискивается, вжимается силами инерции в его воронку, и это замедляет поток. Сжатие его идет за счет уменьшения скорости и кинетической энергии потока. Часть ее переходит в потенциальную энергию сжатия и тепловую энергию нагрева. Чем больше замедление, тем сильнее сжатие и нагрев. Минус неизбежные газодинамические потери, всегда уменьшающие реальные сжатие и нагрев ниже расчетных для идеального газа.

Сверхзвуковой воздухозаборник врезается в поток острыми кромками, за которыми косо тянутся внутрь и наружу скачки уплотнения. В них воздух мгновенно сжимается и дальше течет уже сжатым. Эффективно, если в горловину воздухозаборника попадает лишь сжатый этими скачками воздух. Угол, под которым они отклоняются назад, зависит от скорости полета. Поэтому ее изменение затронет и картину сжатия в конфузоре. Чтобы оптимально подстраивать сжатие под изменившуюся скорость полета, сверхзвуковой воздухозаборник должен быть управляемым. Как это действует технически, оставим за рамками рассказа. Отметим, что управление геометрией входа поддерживает нужные параметры потока в двигателе при слегка разных режимах движения, неизбежных в реальном полете.

Итак, сверхзвуковой поток тормозится в конфузоре. Он может замедлиться ниже скорости звука. Тогда течение в этой части двигателя станет дозвуковым. В нем будут отлично работать обычные самолетные камеры сгорания и дальше сопло обычного турбореактивного двигателя. В сужении сопла поток вернется к скорости звука, затем станет сверхзвуковым и разгонится в расширении сопла. Сверхзвуковая струя создаст реактивную тягу. Это СПВРД — сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, со сверхзвуком на входе и выходе и дозвуком в середине.

Он работает в сверхзвуковых ракетах, зенитных и крылатых. Выгодно отличаясь от дозвукового ПВРД эффективным сверхзвуковым сжатием, он проигрывает другому двигателю. У которого нет дозвуковой области, а поток в любом месте проточной части сверхзвуковой, хотя и разной скорости.

Дозвуковая зона СПВРД создает главный минус: ее начало — прямой (перпендикулярный течению) и мощный скачок уплотнения, завершающий зону сверхзвука. В нем наибольшие газодинамические потери энергии потока, снижающие эффективность двигателя. Физически это понятно: перевод сверхзвукового течения в дозвук и затем опять разгон до сверхзвука похож на топтание на месте.

Американская аэрокосмическая компания Hermeus разрабатывает гиперзвуковой самолет Darkhorse, оснащенный ГПВРД. Hermeus

Если скорость входящего потока вырастет до 6–7 скоростей звука, до гиперзвуковых скоростей, то нужное для горения сжатие в двигателе получится при еще сверхзвуковом течении внутри. Сильнее сжимать и тормозить поток незачем. Остается сжечь в нем топливо и разогнать горячий газ в раструбе сверхзвукового сопла. Такой двигатель называют гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, или ГПВРД.

И тут скажется потеря главного плюса дозвуковой зоны СПВРД: в ней факел за форсункой горит хорошо и устойчиво. Физика горения базируется на обычной теплопроводности и турбулентности, вместе передающих нагрев и огонь слоям топливовоздушной смеси. Это позволяет в целом легко управлять горением и работой двигателя.

Сверхзвуковое горение другое. Сверхзвук безжалостно сносит по потоку привычные формы пламени. Теплопроводность от факела не успевает нагреть слои смеси для зажигания, они улетают в сопло несгоревшими. Вверх по сверхзвуковому потоку идет лишь детонация, ударноволновая форма горения. Скачок уплотнения сверхзвуковой ударной волны нагревает смесь сжатием до зажигания. Топливо сгорает сразу за скачком. Уравняв скорости потока и волны, можно «закрепить» волну в одном участке канала, который станет камерой сгорания.

Проблемы устойчивости горения и работы ГПВРД

Управлять таким горением весьма непросто. Виной этому сверхзвуковая скорость потока, очень короткое пребывание смеси в камере сгорания и время горения, десятитысячная доля секунды и меньше. А управлять горением нужно еще быстрее. То есть поддерживать нужные значения комплекса взаимосвязанных параметров потока: скорость, плотность, давление, температуру и концентрацию топлива.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусство повышает градус Искусство повышает градус

Достижения русской науки в Арктике за последние 400 лет

Наука
Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор

Что влияет на срок службы аккумулятора и как правильно заряжать телефон

CHIP
Техно реализм Техно реализм

К чему ведут нас гаджеты и как революция в коммуникациях влияет на творчество

Правила жизни
Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка» Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка»

Артем Кошман рассказал о любви к Петербургу и отношении к азартным играм

Grazia
Культ счастья: почему это опасно Культ счастья: почему это опасно

Улучшает ли позитивное мышление качество жизни... или наоборот?

Grazia
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Разработаны методы генного редактирование смертельно опасных заболеваний мозга Разработаны методы генного редактирование смертельно опасных заболеваний мозга

Ученые успешно применили технологии генного редактирования для коррекции мутаций

ТехИнсайдер
Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри

Ка работает система доставки препарата для лечения рака мочевого пузыря

N+1
Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад

Ученые обнаружили на острове Сулавеси древнейшие каменные инструменты региона

ТехИнсайдер
К концу века диких северных оленей станет на 27-58 процентов меньше К концу века диких северных оленей станет на 27-58 процентов меньше

Как антропогенное изменение климата влияет на численность северных оленей

N+1
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений

Как не спутать борщевик его с безобидными товарищами

Maxim
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
Какие БАДы работают при депрессии: исследование Какие БАДы работают при депрессии: исследование

Насколько безрецептурные пищевые добавки полезны для облегчения депрессии

ТехИнсайдер
Скользкий путь Скользкий путь

Отрывок из биографии Себастьяна Феттеля — о его первых соревнованиях

Ведомости
Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить

В российском теннисе выросло поколение спортсменок. За кем стоит следить?

Правила жизни
Мамин голос Мамин голос

Каким мамин голос может остаться в памяти детей

Новый очаг
С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному

Как бизнес-интересы определяют способы атак на сайты российских компаний

Forbes
Если кто-то подавился Если кто-то подавился

Как помочь человеку, если он подавился?

Здоровье
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Изучать или запрещать: почему весь мир так боится микропластика Изучать или запрещать: почему весь мир так боится микропластика

Насколько на самом деле опасен микропластик и нужно ли с ним бороться

Forbes
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
Раскусить преступника: 10 самых сильных криминалистов в истории Раскусить преступника: 10 самых сильных криминалистов в истории

Личности, которым удалось войти в историю как гениям криминалистики

ТехИнсайдер
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Как заниматься блогингом без проблем с законом Как заниматься блогингом без проблем с законом

Каких правил нужно придерживаться, если вы зарабатываете на блоге

Inc.
Ностальгия на волне Ностальгия на волне

Почему звезды 90-х и 2000-х снова популярны в России?

Ведомости
Открыть в приложении