Сложнейшая задача гиперзвукового движения решается с нескольких направлений

НаукаHi-Tech

Прямоточные двигатели будущего

Долгий полет во много раз быстрее звука сулит много плюсов; путь к нему лежит через создание эффективного прямоточного двигателя. Но этот орешек необычайно тверд, и расколоть его крайне непросто. К решению сложнейшей задачи разработчики идут разными путями с нескольких направлений. Об их шагах сегодня расскажет наш материал.

Николай Цыгикало, академик Российской инженерной академии

Проект гиперзвукового самолета Lockheed SR-72. Lockheed

Работа прямоточного двигателя

Прямоточный воздушно-реактивный двигатель, ПВРД — открытая труба, узкая в середине, где горит огонь. Мы уже говорили о нем в материале «Гиперзвуковая крылатая ракета и ее скачки». Летящий в двигатель встречный воздух не знает лопаток компрессора; лишь скоростной напор гонит поток внутрь. Сужение входного канала сжимает воздух до нужных для горения параметров. Дальше в него добавляется и сжигается топливо. Полученный сильный, на пару тысяч градусов, разогрев потока работает дальше, внутри реактивного сопла, разгоняя струю для реактивной силы тяги.

Сжатие входящего потока — вот условие горения. А трудно ли сжать воздух? Как он сжимается скоростью? Оказывается, по-разному. И отличия эти не в разы, а в десятки и сотни раз. Линией перемены характера сжатия воздуха пролегает скорость звука в нем. Именно в этом конкретном воздухе, ведь скорость звука не постоянна. В жару она растет, в морозе падает; поэтому границей смены характера сжатия берут местную скорость звука для данных условий.

Все, что быстрее нее,— сверхзвуковое, все медленнее — дозвуковое: течение, скорость полета, тело, конструкция. Дозвуковой поток, обтекая препятствие, сжимается на нем мало. На низких скоростях воздух обтекает тело почти не сжимаясь. При половине скорости звука поток сжимается на 30–50%, а при 0,8 скорости звука сжатие достигает 70–80%. Но за скоростью звука воздух словно теряет упругость и начинает сжиматься многократно, в разы и многие десятки раз. Сверхзвук — мощный сжиматель, уплотняющий поток без ограничений.

Зачем сжимать воздух в двигателе? Литр сжатого воздуха содержит больше кислорода. И в нем можно сжечь больше горючего и получить больше тепла. В обильном кислороде многократно сжатого воздуха отлично горят самые разные топлива (так, по-авиационному, мы дальше будем называть горючее).

Дозвуковые прямоточники мало эффективны из‑за слабого сжатия. Гораздо лучше сверхзвуковые прямоточные двигатели: входящий поток может сжаться в разы и десятки раз. Была бы достаточная скорость и сужающаяся конфигурация входящей части — конфузора.

Входящий воздух втискивается, вжимается силами инерции в его воронку, и это замедляет поток. Сжатие его идет за счет уменьшения скорости и кинетической энергии потока. Часть ее переходит в потенциальную энергию сжатия и тепловую энергию нагрева. Чем больше замедление, тем сильнее сжатие и нагрев. Минус неизбежные газодинамические потери, всегда уменьшающие реальные сжатие и нагрев ниже расчетных для идеального газа.

Сверхзвуковой воздухозаборник врезается в поток острыми кромками, за которыми косо тянутся внутрь и наружу скачки уплотнения. В них воздух мгновенно сжимается и дальше течет уже сжатым. Эффективно, если в горловину воздухозаборника попадает лишь сжатый этими скачками воздух. Угол, под которым они отклоняются назад, зависит от скорости полета. Поэтому ее изменение затронет и картину сжатия в конфузоре. Чтобы оптимально подстраивать сжатие под изменившуюся скорость полета, сверхзвуковой воздухозаборник должен быть управляемым. Как это действует технически, оставим за рамками рассказа. Отметим, что управление геометрией входа поддерживает нужные параметры потока в двигателе при слегка разных режимах движения, неизбежных в реальном полете.

Итак, сверхзвуковой поток тормозится в конфузоре. Он может замедлиться ниже скорости звука. Тогда течение в этой части двигателя станет дозвуковым. В нем будут отлично работать обычные самолетные камеры сгорания и дальше сопло обычного турбореактивного двигателя. В сужении сопла поток вернется к скорости звука, затем станет сверхзвуковым и разгонится в расширении сопла. Сверхзвуковая струя создаст реактивную тягу. Это СПВРД — сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, со сверхзвуком на входе и выходе и дозвуком в середине.

Он работает в сверхзвуковых ракетах, зенитных и крылатых. Выгодно отличаясь от дозвукового ПВРД эффективным сверхзвуковым сжатием, он проигрывает другому двигателю. У которого нет дозвуковой области, а поток в любом месте проточной части сверхзвуковой, хотя и разной скорости.

Дозвуковая зона СПВРД создает главный минус: ее начало — прямой (перпендикулярный течению) и мощный скачок уплотнения, завершающий зону сверхзвука. В нем наибольшие газодинамические потери энергии потока, снижающие эффективность двигателя. Физически это понятно: перевод сверхзвукового течения в дозвук и затем опять разгон до сверхзвука похож на топтание на месте.

Американская аэрокосмическая компания Hermeus разрабатывает гиперзвуковой самолет Darkhorse, оснащенный ГПВРД. Hermeus

Если скорость входящего потока вырастет до 6–7 скоростей звука, до гиперзвуковых скоростей, то нужное для горения сжатие в двигателе получится при еще сверхзвуковом течении внутри. Сильнее сжимать и тормозить поток незачем. Остается сжечь в нем топливо и разогнать горячий газ в раструбе сверхзвукового сопла. Такой двигатель называют гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, или ГПВРД.

И тут скажется потеря главного плюса дозвуковой зоны СПВРД: в ней факел за форсункой горит хорошо и устойчиво. Физика горения базируется на обычной теплопроводности и турбулентности, вместе передающих нагрев и огонь слоям топливовоздушной смеси. Это позволяет в целом легко управлять горением и работой двигателя.

Сверхзвуковое горение другое. Сверхзвук безжалостно сносит по потоку привычные формы пламени. Теплопроводность от факела не успевает нагреть слои смеси для зажигания, они улетают в сопло несгоревшими. Вверх по сверхзвуковому потоку идет лишь детонация, ударноволновая форма горения. Скачок уплотнения сверхзвуковой ударной волны нагревает смесь сжатием до зажигания. Топливо сгорает сразу за скачком. Уравняв скорости потока и волны, можно «закрепить» волну в одном участке канала, который станет камерой сгорания.

Проблемы устойчивости горения и работы ГПВРД

Управлять таким горением весьма непросто. Виной этому сверхзвуковая скорость потока, очень короткое пребывание смеси в камере сгорания и время горения, десятитысячная доля секунды и меньше. А управлять горением нужно еще быстрее. То есть поддерживать нужные значения комплекса взаимосвязанных параметров потока: скорость, плотность, давление, температуру и концентрацию топлива.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Варианты будущего Варианты будущего

Что исследователи говорят о том, что ждет нас в будущем

Ведомости
Ученые нашли способ вдвое продлить срок службы масла для АКПП Ученые нашли способ вдвое продлить срок службы масла для АКПП

Ученые разработали новый состав масла для автоматических коробок передач

ТехИнсайдер
Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли

Рассказываем о самых таинственных уголках нашей планеты

ТехИнсайдер
«Лабиринт Минотавра»: новые находки, новые загадки «Лабиринт Минотавра»: новые находки, новые загадки

Культовое сооружение четырехтысячелетней давности отменяет возведение аэропорта

Наука
Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе

Ученые успешно протестировали радарную систему зонда Europa Clipper

ТехИнсайдер
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Как красное мясо усугубляет проблемы с кишечником Как красное мясо усугубляет проблемы с кишечником

Употребление красного мяса может усугубить болезни кишечника

ТехИнсайдер
Дефициту бюджета есть простое объяснение Дефициту бюджета есть простое объяснение

Чем вызван растущий дефицит федерального бюджета

Монокль
Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам Тысячи сомиков-шмелей вскарабкались по водопадам

Почему южноамериканские сомики-шмели необычно ведут себя у водопадов

N+1
Суверенный интеллект Суверенный интеллект

Почему своя компонентная база — это вопрос национальной безопасности

Эксперт
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Пища для ума и тела: что такое буддийская диета Пища для ума и тела: что такое буддийская диета

Буддийская диета: когда еда должна не только насыщать

Лиза
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели

Тренды и стартапы в HotelTech-индустрии, которое меняет пользовательский опыт

Inc.
Чудо света Чудо света

Как Александрийский маяк пережил цунами и шесть землетрясений

Weekend
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Зачем закрывать приложения на смартфоне: борьба с цифровыми вампирами Зачем закрывать приложения на смартфоне: борьба с цифровыми вампирами

Вы когда-нибудь замечали, что ваш смартфон внезапно начинает нагреваться?

ТехИнсайдер
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы

Как ESG-технологии помогают повышать производительность бизнес-процессов

РБК
Какими они парнями были Какими они парнями были

Три биографии четырех человек и одного языка

Weekend
Потому что гладиолус Потому что гладиолус

Что мы знаем о Первом сентября и советской школе

Лиза
Как развить интуицию Как развить интуицию

Хочешь научиться доверять внутреннему голосу?

Лиза
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки Недосып и тревожность: как сон влияет на психику и почему возникают панические атаки

Почему недосып — это не просто усталость

Правила жизни
От пустырей к благоустроенным кварталам От пустырей к благоустроенным кварталам

В Москве уничтожают пустыри и превращают их в новые зоны комфорта

Ведомости
Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

Ведомости
Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей

Социальное поведение ложныех вампиров оказалось неожиданно сложным

N+1
Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар» Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историй
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Открыть в приложении