Бездушный рекрутер: как «продать» себя на собеседовании с роботом
Крупные компании все чаще заменяют живых рекрутеров машинами — это экономит бизнесу десятки рабочих часов и миллионы рублей. Что нужно знать кандидатам, готовясь к собеседованию с роботом?
В последние годы мы привыкли слышать о том, как роботы массово лишают людей рабочих мест. Хорошая новость: не все роботы одинаково коварны — некоторые, наоборот, помогают строить карьеру. Речь об HR-ботах, которые заменяют живых рекрутеров и проводят первые этапы собеседований в крупных компаниях.
Зачем компаниям HR-боты
Агентств Hays подсчитало, что 41% компаний в России уже задействовали софт для автоматизации рекрутмента, а 12% планируют начать это делать в ближайшее время. По оценке Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), спрос на технологии автоматизированного подбора персонала в стране составляет 16 млрд рублей в год, а удовлетворяется только на 1 млрд. Почему компании готовы тратиться на автоматизацию рекрутинга?
Один чат-бот может сэкономить 13 рабочих часов рекрутера в неделю
Со стороны этого не видно, но HR-специалисты тратят на подбор очень много ресурсов компании. Роботы со встроенными элементами искусственного интеллекта экономят бизнесу время и деньги и выполняют рутинную работу не хуже человека. Например, по подсчетам аналитиков Lighthouse Research & Advisory, один чат-бот может сэкономить около 13 рабочих часов рекрутера в неделю. Если же автоматизировать все этапы воронки отбора и усовершенствовать бизнес-логику процессов, то отдача будет в разы больше.
Основная предпосылка для автоматизации — растущая конкуренция за персонал, из-за чего компании должны находить и нанимать людей быстрее. Поэтому в России технологию активнее используют работодатели, которым требуется регулярно закрывать тысячи линейных вакансий: менеджеров по продажам, курьеров, операторов колл-центров, продавцов-консультантов. Объясняется это тем, что рынок труда испытывает наиболее сильный кадровый голод именно в сегменте массовых специальностей. По данным HeadHunter в ноябре 2019 года hh.индекс, отражающий количество активных резюме на одну вакансию, составил для рабочего персонала всего 1,5. Это значит, что в среднем на одну открытую вакансию претендует менее двух человек.
В авангарде — финансовый и телекоммуникационный секторы, ритейл, ресторанный бизнес
Внедрение HR-ботов актуально в первую очередь для крупных компаний со штатом более 1000 человек и высокой текучестью персонала. В авангарде — финансовый и телеком-секторы, ритейл, ресторанный бизнес.
В последнее время инструменты автоматизации все чаще используются для отбора белых воротничков и узкопрофильных специалистов, а не только рабочего персонала. В начале осени мы провели пилотный запуск по автоматизации отбора junior Java-разработчиков для Сбербанка, включая тестирование и видеоинтервью. За месяц система смогла собрать и обработать отклики 2500 кандидатов, из них в итоге были отобраны 27. Если учесть, что средняя обработка отклика занимает около десяти минут, наш подход позволил сократить время рекрутера на 52 рабочих дня.
Что умеет робот
Переживать о том, что прием на работу зависит исключительно от бездушной машины, рано. Роботы не заменяют рекрутеров полностью — лишь экономят время и выполняют операции, где человек менее эффективен.
Обычно в обязанности роботов входит:
- Поиск резюме и их оценка на соответствие требованиям. На основе заданных рекрутером параметров «идеального кандидата» система самостоятельно ищет на карьерных сайтах и в соцсетях подходящих по критериям специалистов. Когда находит, автоматически заносит все данные и контакты в соответствующую вакансию в базе.