Мама и ребенок: чьи эмоции важнее?
Современные родители знают: одна из их главных задач — замечать и распознавать эмоции ребенка. Но ведь и у взрослых есть свои чувства, с которыми приходится как-то обращаться. Чувства даны нам не просто так. Но когда мы становимся родителями, мы ощущаем «двойную нагрузку»: теперь мы в ответе не только за себя, но и за того парня (или девчонку). Чьи же эмоции стоит учитывать в первую очередь — наши собственные или наших детей? Рассуждает психолог Мария Скрябина.
По полочкам
Прежде, чем пытаться понять, чьи эмоции важнее, мамы или ребенка, нужно ответить на вопрос, зачем нам вообще чувства. Как они зарождаются и какую функцию выполняют?
Говоря научным языком, эмоции — это субъективное состояние человека, связанное с оценкой значимости происходящих вокруг него событий и выражением своего отношения к ним.
Но если отказаться от строгих терминов, эмоции — это наше богатство, наши проводники в мир собственных желаний и потребностей. Маяк, который загорается внутри, когда наши естественные нужды: психологические, эмоциональные, духовные или физические — не удовлетворяются. Или, наоборот, удовлетворяются — если речь о «хороших» событиях.
И когда происходит что-то, что заставляет нас грустить, злиться, пугаться, радоваться, мы реагируем не только душой, но и телом.
Чтобы решиться на рывок и сделать шаг в сторону удовлетворения своих потребностей, нам нужно «топливо». Так вот, гормоны, которые выделяет наш организм в ответ на «внешний раздражитель», — и есть то самое топливо, которое позволяет нам как-то действовать. Получается, что наши эмоции — сила, которая подталкивает наше тело и разум к определенному виду поведения. Что мы хотим сейчас сделать — заплакать или закричать? Убежать или застыть?
Есть такое понятие — «базовые эмоции». Базовые — потому что их испытываем все мы, в любом возрасте и без исключений. К таким относятся печаль, страх, гнев, отвращение, удивление, радость и презрение. Мы реагируем эмоционально благодаря врожденному механизму, который дает «гормональный ответ» на тот или иной раздражитель.
Если с радостью и удивлением вопросов нет, то назначение «плохих» чувств иногда вызывает вопросы. Зачем они нам? Без этой «сигнальной системы» человечество бы не выжило: именно она сообщает нам, что что-то не в порядке и надо это исправить. Как же эта система работает? Приведем несколько простых примеров, связанных с жизнью самых маленьких:
- Если мамы нет рядом чуть дольше обычного, младенец испытывает тревогу и грусть, не чувствует, что он в безопасности.
- Если мама хмурится, ребенок по этому невербальному сигналу «считывает» ее настроение, и ему становится страшно.
- Если мама занята собственными делами, младенец грустит.
- Если новорожденного вовремя не кормят, он гневается и сообщает об этом криком.
- Если ребенку предлагают еду, которую он не хочет, например, брокколи, он испытывает брезгливость и отвращение.
Очевидно, что для младенца эмоции — вещь абсолютно естественная и эволюционно обусловленная. Если бы ребенок, который пока не говорит, не показывал маме с помощью гнева или грусти, что он не удовлетворен, ей было бы трудно понять его и дать желаемое или обеспечить безопасность.