Авторское право как бизнес: как работает экономика интеллектуальной собственности

Сегодня бизнес все чаще строится не на заводах и сырье, а на нематериальных активах — авторском праве, патентах и лицензиях. Зачастую именно интеллектуальная собственность приносит крупнейшим корпорациям и их владельцам миллиарды долларов ежегодно: Microsoft и Билл Гейтс зарабатывают на лицензиях Windows и Office, Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) и Марк Цукерберг — на правах на платформы и рекламе, Oracle и Ларри Эллисон — на лицензиях к базам данных и бизнес-ПО. Книга «Кто владеет словом» показывает, как законы об авторском праве превратились в фундамент одного из самых прибыльных предприятий на планете, а также объясняет, почему сегодня закон об авторском праве на самом деле на стороне больших компаний, а не авторов книг, музыки и других нематериальных активов. Книга вышла в издательстве «Азбука». «Инк» публикует ее отрывок.
Самое прибыльное в мире предприятие
По современным оценкам, объем денежных средств, связанных с международным лицензированием интеллектуальной собственности, 50 лет назад составлял менее миллиарда долларов в год. Однако к 2021 году эта сумма увеличилась до впечатляющих $508 млрд.
За это время технологии кардинально изменились, сделав деятельность, основанную на знаниях — от создания видеоигр до проведения научных исследований — более разнообразной, мощной, популярной и доступной, чем когда-либо прежде. Рост международных платежей и доходов от интеллектуальной собственности частично связан с усиливающимся интересом общества к нематериальным благам, а также с развитием технологий, которые упрощают их производство и распространение. Однако основная причина увеличения стоимости интеллектуальной собственности кроется не только во внутренней стоимости защищенных произведений или устройств, как бы значительна она ни была. Этот рост обусловлен государственной политикой — целенаправленным выбором, сделанным законодателями и судами. Национальные законы и международные соглашения устанавливают правила, определяющие, кто имеет право получать ренту от монополий, созданных этими правовыми нормами. Таким образом, стоимость интеллектуальной собственности в значительной степени формируется искусственно через правовое регулирование.
Огромные суммы, которые сегодня генерируются в сфере трансграничного лицензирования интеллектуальной собственности, включают платежи за патенты, товарные знаки, зарегистрированные образцы и авторские права. Патенты, регулируемые национальными законами, действуют ограниченное время — обычно 20 лет, а товарные знаки могут быть аннулированы или не продлены, если они не используются. Авторское же право действует намного дольше — в течение столетия и более, охватывая почти бесконечное множество видов творческой деятельности. Книги, статьи, блоги, цирковые афиши, компьютерный код, танцевальные номера, фрагменты музыки, телевизионные программы, бродвейские шоу, новости, скульптуры щенков, фотографии обнаженной натуры — список можно продолжать долго. В отличие от патентов или торговых марок, которые требуют регистрации, авторское право возникает автоматически с момента создания произведения без необходимости выполнения каких-либо формальностей и включает в себя сложный набор механизмов контроля над производными работами1. Именно эти особенности делают авторское право самым ценным и универсальным средством интеллектуальной собственности. Именно поэтому дело Oracle против Google2, первоначально начавшееся как спор о патентах, вскоре было переквалифицировано в дело о нарушении авторских прав.
1Юридическая формулировка; произведение, созданное на основе другого произведения, например, перевод, экранизация, инсценировка, или аранжировка
2Стороны спорили о том, может ли использование Google’ом фрагментов Java API (принадлежащего Oracle) в Android нарушать авторское право. Спор длился почти 10 лет: сначала через патенты, потом все свелось к авторскому праву. В 2021 году Верховный суд США решил, что использование было «добросовестным» (fair use), и встал на сторону Google.