Человек слова
В США набирает ход четвертый в сезоне мейджор – US Open. Его главная арена носит имя американского теннисиста Артура Эша – первого темнокожего чемпиона турнира «Большого шлема» в одиночном разряде

ВНью-Йорке стартовал последний в году теннисный турнир «Большого шлема» US Open. Уже определились победители в смешанных парах: в этом году розыгрыш микста перенесли на квалификационную неделю, сократив до двух дней, а количество участников уменьшилось с 32 до 16 пар. Зато призовые выросли в пять раз: чемпионы получили $1 млн на двоих. Реформы помогли организаторам привлечь к обычно непопулярному виду топ-одиночников (от Новака Джоковича до Мирры Андреевой), но их основной турнир начнется 24 августа, а завершится 7 сентября. Чемпионы в мужском и женском разряде получат трофеи (и рекордные призовые – по $5 млн) на корте имени Артура Эша, вмещающем почти 24 000 зрителей. С 1997 г. он является главной ареной US Open, заменив в этом статусе корт имени Луи Армстронга, и назван в честь американского топ-теннисиста 1960–1970-х – первого темнокожего победителя турниров «Большого шлема» в мужском одиночном разряде.
Ограниченное пространство
Артур Эш умер в 1993 г. в возрасте 49 лет – причиной стала пневмония, вызванная ослабленным из-за СПИДа иммунитетом. О заболевании Эш узнал слишком поздно, да и к тому моменту эффективность методов лечения коварного вируса оставляла желать лучшего. Но экс-теннисист не унывал и активно помогал организациям, боровшимся с опасной болезнью. «Я никогда не смогу простить себя, если буду жить, не пытаясь помочь бедным и обездоленным, не осознавая, что, возможно, самая большая радость в жизни – это помогать другим», – комментировал Эш свою жизненную философию, корни которой уходят в его детство.
Артур родился в 1943 г. в столице штата Виржиния Ричмонде. К тому моменту его предки уже больше 200 лет жили в США, куда были привезены из Сенегала в качестве рабов. До шести лет мальчик много времени проводил с матерью – она даже научила его читать. Из-за осложнений после вторых родов Мэтти Эш умерла – и братья остались на попечении отца. Он работал сторожем-смотрителем в парке Брукфилд, предназначенном только для темнокожих (тогда в США процветала расовая сегрегация в общественных местах). Именно там в шесть лет Эш начал играть в теннис. На территории парка было четыре корта, бассейн, а также баскетбольные и бейсбольные площадки. Но Артур с детства был очень худым, за что получил прозвища Тощий и Кости, – и отец запрещал мальчику силовые виды спорта, а вот увлечение теннисом поощрял.
Первыми тренерами Эша стали темнокожий теннисист-любитель Рональд Чарити и доктор Роберт Джонсон, организовавший теннисный лагерь для афроамериканских детей (на общественные корты их не допускали). Среди воспитанниц Джонсона была Алтея Гибсон – первая темнокожая чемпионка турниров «Большого шлема» (пять одиночных титулов во второй половине 1950-х).
Право на игру
До 15 лет соревновательная практика Эша была ограничена – для темнокожих проводились отдельные турниры. Но талант подростка не остался незамеченным. В старших классах он переехал в штат Миссури, где начал играть с сильными соперниками разных рас и даже засветился в Sports Illustrated. В конце 1960 г. в одном из ведущих спортивных изданий в колонке «Лица в толпе», рассказывающей о восходящих звездах спорта, описали победу 17-летнего Эша в национальном первенстве среди юниоров на закрытых кортах.