Яна Вагнер — о триллере «Тоннель» и о том, как создавался этот роман

ForbesКультура

Автор «Вонгозера» Яна Вагнер о своем новом романе и самосбывающихся пророчествах

Яна Вагнер — прозаик, автор бестселлера «Вонгозеро» (по которому снят нашумевший сериал «Эпидемия»), антиутопии «Живые люди» и детектива «Кто не спрятался». Книжный обозреватель Forbes Woman Наталья Ломыкина поговорила с ней о новом романе «Тоннель» — триллере, который создавался пять лет, но за это время стал только актуальнее

Наталья Ломыкина

Яна Вагнер (Фото Ольги Паволги)

В марте в «Редакции Елены Шубиной» вышел давно ожидаемый роман «Тоннель». Яна Вагнер написала герметичный триллер и показала устройство социума изнутри. Заперев на сутки с небольшим пять сотен человек в автомобильном тоннеле под Москвой-рекой, Яна Вагнер показала нам модель общества и механизмы социума в действии. Литературный критик Наталья Ломыкина прочла роман и поговорила с автором о ее героях и читателях, о плохой и хорошей прозе и о том, чем писатель похож на птицу.

— Роман «Тоннель» вы писали пять лет, за это время окружающая действительность очень сильно изменилась. Повлияло ли это на сюжет?

— Это, пожалуй, первая моя книга, в которой ничего не изменилось в процессе работы. Единственное, в чем я не была до конца уверена, это причина, по которой закрылись двери. Но я и детектив написала, в котором неважно, кто убийца («Кто не спрятался». — Forbes Woman), так что причина катастрофы в «Тоннеле» тоже большого значения не имела. А все остальное я придумала лет восемь назад и даже записала довольно подробно, потому что на самом деле это был не роман, а сценарий. Просто у меня никто его не купил, тогда я разозлилась и села делать из этого книгу. Ну и, разумеется, как только я приступила, у меня тут же купили права на экранизацию.

— Сценаристу Яне Вагнер никто не доверяет?

— Похоже, что нет. «Вот пускай она книжку напишет, а мы купим права, приложим фантазию, все поменяем и снимем что-нибудь совершенно другое». Так обычно всегда и бывает.

— То есть в сюжете «Тоннеля» ничего не изменилось?

— Абсолютно ничего, ни одного персонажа, ни единого сюжетного поворота. Я просто пять лет превращала этот быстро придуманный черновик сценария в роман. Из 80 компьютерных страниц (он был правда очень подробный) в итоге получилось 200 (в печатном виде это 500 с лишним). Не такая вроде и разница, но времени ушло очень много, все-таки роман — совершенно другое дело.

— Помог ли опыт сериала «Эпидемия» принять, что экранизация — это чужая, на другом языке написанная история, уже не ваш роман, а их кино?

— Конечно. Я за это время, как принято говорить, прошла большой путь: поработала над собой и научилась не ревновать, не раздражаться несовпадениям, а радоваться. Потому что «Эпидемия» ничего, кроме хорошего, для моего несовершенного дебютного «Вонгозера» не сделала, а, напротив, пошла ему только на пользу. И вообще экранизация книге навредить неспособна. Так что отдал историю — отпусти ее, сядь поудобнее и попробуй получить удовольствие.

Словом, у меня уже дзен, и когда продюсеры «Кто не спрятался» (его тоже экранизируют рано или поздно) спросили: «А если мы убийцу поменяем, ничего?», — я легко согласилась: да ради бога. Это не моя больше история.

И я вовсе не оставила, к слову, амбиций сама написать сценарий. Просто он не должен быть по моей книге, вот что я наконец поняла. Потому что романную историю я однажды уже рассказала, и второй раз не получится ничего. Так что с «Тоннелем» пусть делают, что хотят, а я все. Отвечаю только за книгу.

— Я читала все ваши романы, и мне кажется, что в динамике «Тоннеля», в манере письма, чувствуется влияние кино. Согласны ли вы с этим? Что вообще дает писателю сценарный опыт?

— Согласна. И вообще, мне кажется, что всякому писателю стоило бы попробовать написать сценарий, а всякому сценаристу — роман. Это переопыление было бы очень полезно для обеих сторон, чтобы избавиться от взаимной цеховой спеси и не относиться друг к другу «через губу». Писателям нередко кажется, что сценаристы грубо работают и не чувствуют нюансов, как в плохом театре, когда все кричат вместо того, чтоб говорить шепотом. А сценаристам писатели кажутся скучными: 300 страниц болтовни и два события на сюжет. Но на самом деле мы все срезаем углы, у нас просто разные костыли. У сценариста это актерская игра, музыка и эффектный монтаж, которые маскируют драматургические провалы и неудачные диалоги. У писателей — авторский текст и мысли героя, которые в кино не вставишь, а вот ты не объясняй, давай-ка покажи. А лучшая история при этом та, которая работает без костылей, так что нам есть чему друг у друга поучиться.

— Если будешь объяснять, получится мыльная опера конца 1990-х.

— Ну да, и в кино, и в литературе уже одинаково не стоит рассчитывать на костыли. XXI век, все должно быть живое: и драма, и диалоги, и сюжет, хорошо бы, тоже. Мы так много уже посмотрели и прочитали, что умеем ориентироваться и без объяснений. Открыл дверь, зашел в историю, где происходит какая-то жизнь, — и все понял сам. Или не понял и вышел, у тебя пять минут на это примерно, и у автора пять минут, чтобы заставить тебя задержаться. Это, с одной стороны, обоим много времени экономит, а с другой — требует и усилий дополнительных с обеих сторон. Но зато и удовольствие острее в разы.

— У героев «Тоннеля», кстати, почти нет предыстории. Мы их видим здесь и сейчас, и ситуация настолько нетривиальная, сложная и драматичная сама по себе, что нам почти не важно, из чего они выросли. А автору?

— У них даже имен нет, и они не нужны. Но вот кто они, где родились и как выросли, и зачем они так поступают друг с другом, мы все-таки знаем, нам просто не надо это проговаривать. Так что прошлое у них есть, разумеется, и имеет большое значение, но вот без частных деталей история вполне обойдется.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

5 книг о разных субкультурах 5 книг о разных субкультурах

Книги о советских хиппи, русском авангарде и других субкультурах

СНОБ
Юлианна Караулова: «Мне хочется нравиться людям» Юлианна Караулова: «Мне хочется нравиться людям»

«Хорошую репутацию очень тяжело заработать и легко потерять»

Добрые советы
Как провести дофаминовый детокс: 3 основных правила Как провести дофаминовый детокс: 3 основных правила

Как сделать дофаминовый детокс? Давайте разбираться с психологом

Psychologies
10 абсолютно тошнотворных коктейлей 10 абсолютно тошнотворных коктейлей

Все эти коктейли существуют на самом деле, и их отвратительные названия тоже

Maxim
От мусорщика до лауреата Нобелевской премии. 7 вещей, которые нужно знать о колумбийском писателе Габриэле Маркесе От мусорщика до лауреата Нобелевской премии. 7 вещей, которые нужно знать о колумбийском писателе Габриэле Маркесе

О семи вещах, которые нужно знать об авторе романа «Сто лет одиночества»

СНОБ
3 вопроса о гипертонии 3 вопроса о гипертонии

Артериальная гипертензия – ведущий фактор риска развития инсультов и инфарктов

Здоровье
Сплошная экзотика Сплошная экзотика

Как оформить квартиру в модном этническом стиле

Лиза
Отчаявшиеся домохозяйки Отчаявшиеся домохозяйки

«Материнский инстинкт»: психологический детектив с Энн Хэтауэй

Weekend
Каждому свое Каждому свое

Как решать конфликты с родителями, чтобы наладить расстроившиеся отношения

Лиза
Полезный канцелярский товар: 7 крутых идей, как использовать клей ПВА в быту Полезный канцелярский товар: 7 крутых идей, как использовать клей ПВА в быту

Канцелярский клей предназначен не только для создания школьных поделок

ТехИнсайдер
Пой, ласточка, пой Пой, ласточка, пой

Какими умениями нужно обладать, чтобы стать оперным певцом

Лиза
Экстремальная глажка и вышивка по металлу: 10 самых странных хобби в мире Экстремальная глажка и вышивка по металлу: 10 самых странных хобби в мире

Рассказываем о 10 самых странных увлечениях на свете

ТехИнсайдер
Метод часов: как диагностировать раннюю стадию деменции у пожилого родственника Метод часов: как диагностировать раннюю стадию деменции у пожилого родственника

На что обратить внимание, чтобы не упустить развитие деменции у близкого?

Psychologies
Как языковые ИИ-модели добились такого невероятного прогресса всего за десятилетие Как языковые ИИ-модели добились такого невероятного прогресса всего за десятилетие

Что влияет на прогресс языковых ИИ-моделей?

ТехИнсайдер
Стоит только начать Стоит только начать

Советы для тех, кому лень заниматься спортом или всегда некогда

Лиза
Каким получился «Герой наших снов» — фильм-анекдот о внезапной славе неудачника Каким получился «Герой наших снов» — фильм-анекдот о внезапной славе неудачника

«Герой наших снов» — одна из лучших картин от студии А24 за последние годы

Правила жизни
Искусственный интеллект смог создать «идеальное» пиво Искусственный интеллект смог создать «идеальное» пиво

ИИ доработал состав пенного напитка, который смог поразить дегустаторов-людей

ТехИнсайдер
Стеклоочистители, Wi-Fi и посудомоечные машины: 10 изобретений, которые придумали женщины Стеклоочистители, Wi-Fi и посудомоечные машины: 10 изобретений, которые придумали женщины

«Большинство изобретений — заслуга мужчин», — распространенное заблуждение

ТехИнсайдер
Перепись птичьего населения Перепись птичьего населения

Ученые предложили новый способ оценки синантропизации птиц

Наука
От руки От руки

Как делают уникальные перьевые ручки Montegrappa

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вдруг выросла спина Вдруг выросла спина

Как сделать спину снова великой

Men Today
Аккуратисты и бардачники: как выжить в одном доме с мужчиной, если у вас разные взгляды на быт? Аккуратисты и бардачники: как выжить в одном доме с мужчиной, если у вас разные взгляды на быт?

Как ужиться в одном доме, если вы по-разному относитесь к порядку?

VOICE
Как понять, что брак уже не спасти: 6 однозначных признаков Как понять, что брак уже не спасти: 6 однозначных признаков

Есть «точки невозврата» — после которых восстановить семью очень сложно

Psychologies
Анфиса Чехова: «Я не тот человек, который верит во все подряд» Анфиса Чехова: «Я не тот человек, который верит во все подряд»

Любимые блюда Анфисы Чеховой. Каких принципов питания она придерживается?

Лиза
Все фантазии дизайнера Все фантазии дизайнера

Тонкая грань гармонии между модой, традициями и оригинальностью в интерьере дачи

Идеи Вашего Дома
Игра сёгунов Игра сёгунов

«Сёгун»: ревизия западного взгляда на феодальную Японию

Weekend
Розы за полмиллиона: почему женщинам принято дарить цветы и при чем здесь 8 Марта Розы за полмиллиона: почему женщинам принято дарить цветы и при чем здесь 8 Марта

Кто и когда придумал дарить цветы женщинам

Forbes
Древние сибиряки добыли пемзу более чем в 1000 километрах от места обнаружения Древние сибиряки добыли пемзу более чем в 1000 километрах от места обнаружения

Древние сибиряки собрали куски породы в районе Удоканского вулканического плато

N+1
Теодор Курентзис, дирижер-харизматик Теодор Курентзис, дирижер-харизматик

Оркестр musicAeterna — редкий случай среди независимых симфонических оркестров

Монокль
Сколько баллов в урагане чувств? Сколько баллов в урагане чувств?

Как повысить уровень EI и доказать – будущее не за роботами

Psychologies
Открыть в приложении