Американские горки: как эмигрантки строят карьеру в США
Распространено мнение, что корпоративная Америка давно избавилась от предубеждений в адрес женщин, что они реже сталкиваются с предрассудками при приеме на работу и наравне с мужчинами могут строить карьеру. Увы, реальная жизнь часто похожа на суровые американские горки. Основательница коммуникационного агентства Satou Михринисо Нигматуллина, живущая в Нью-Йорке с 2020 года, рассказывает, с чем приходится иметь дело на пути к американской мечте.
Страна победившего равенства
Пожалуй, первое, что приходит в голову, когда слышишь словосочетание «карьера женщины в Америке», — представление о стране победившего гендерного равенства. Конечно, это мнение закрепилось не просто так. В США действительно культивируются и — что важно — предоставляются сопоставимые карьерные возможности для мужчин и женщин. И последние привыкли открыто говорить о собственных амбициях. Гендерные проблемы в целом чаще обсуждаются как в публичном поле, так и на уровне отдельных компаний, поэтому сотрудницам проще предать огласке случаи харассмента или дискриминации. Наконец, в Штатах хватает примеров, когда руководящие позиции в крупных компаниях успешно занимают женщины, в том числе и иностранки.
Однако распространенность этого мифа порождает весьма специфичную для США проблему: недооценку существующих вызовов, с которыми все еще сталкиваются женщины в бизнесе.
Из-за того, что о гендерном аспекте говорят открыто и повсеместно, в обществе ощущается некоторая усталость от темы, при том, что большинство проблем все еще далеки от решения. Женщины все еще сталкиваются со многими вызовами — описанным еще в 1980-е «стеклянным потолком» или «липким полом» (то есть ситуациями, когда женщина, находящаяся в равных позициях с коллегой-мужчиной, дольше не получает повышение в должности и окладе по причинам, не связанным с ее профессионализмом).
Этот факт подтверждает статистика. В 2023 году в ежегодном докладе Global Gender Gap Report Всемирного экономического форума США оказались лишь на 43 месте по уровню совокупного благополучия женщин и их экономического участия в бизнесе и жизни государства (первую десятку стран составляют Исландия, Норвегия, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция, Германия, Никарагуа, Намибия, Литва и Бельгия). Похожие показатели отражены в Индексе гендерного неравенства: в 2021 году для США он составил 0,179, укрепившись за предшествующий год всего на тысячную процента (0,001%). По этому индексу Соединенные Штаты все еще опережают многие страны мира, например, Индию, ЮАР, Аргентину, Турцию, Россию, Китай, однако заметно отстают от большинства европейских стран и даже от ряда государств Азии, Ближнего Востока (например, ОАЭ) и СНГ (Белоруссии, Казахстана). Довольно внезапный факт, учитывая, что речь о странах, где проблемы гендерного неравенства традиционно реже выходят на обсуждение в публичном информационном поле, чем в США.
Но из-за того, что в Штатах такое обсуждение ведется уже давно, работодатель или руководитель редко прямо объяснит свое решение мотивами, которые могут быть даже отдаленно истолкованы как намерение дискриминировать сотрудника по любому признаку. «Заметная черта американского рынка — отсутствие объяснения своих мотивов в том, что касается карьерных решений. Американцы вообще редко дают фидбек на негативные сценарии и точно никогда открыто не скажут: «Аня, мы не дадим тебе повышение, потому что ты женщина или русская», — рассказывает продуктовый менеджер крупной компании, экспат Анна Наумова.
В итоге женщина, приехавшая строить в США карьеру, оказывается в противоречивой ситуации: с одной стороны, для решения проблем неравенства действительно существует ряд институтов, с другой — нередко попытки решить проблемы скрытого или очевидного неравенства через такие институты предпринимаются исключительно ради галочки.
Например, практически в каждой крупной компании есть свои сообщества, призванные помогать женщинам и поддерживать их психологическое состояние, рассказывает маркетолог, экспат Ирина Сыщикова. «В американской корпоративной культуре в целом оказывается больше поддержки для женщин, например, более развита практика декретного отпуска для мужчин. На встречах местного женского сообщества мы вместе работаем над тем, чтобы выявить проблемы и сложности, связанные с нашим гендером, найти пути решения и помощи», — рассказывает она. С другой стороны, набирает обороты характерный для США негативный тренд — токенизм (от token — «ярлык»), то есть создание видимости, что в компании уделяют внимание гендерным вопросам только ради благоприятного имиджа и впечатляющей отчетности.