Путешествие
Загадки Перу: Наска и Мачу-Пикчу
В эпоху небоскребов, автомобилей, самолетов и нанотехнологий, казалось бы, уже сложно удивиться чему-то, созданному человеком. Точнее, современным человеком. Потому что творения древних цивилизаций зачастую до сих пор остаются загадкой
Мы продолжаем рассказ о Южной Америке. О начале путешествия, Боливии и озере Титикака, читайте в «АвтоМире» №50, 2016.
Мы приехали в Перу из Боливии и сделали первую остановку в городе Пуно, чтобы отсюда добраться до плавучих тростниковых островов Урос. Но долго мы не планировали здесь задерживаться. Чтобы достичь следующей цели маршрута, предстояло преодолеть еще 900 километров на северо-запад.
Автобусная сеть в Южной Америке хорошо развита, и между населенными пунктами постоянно курсирует транспорт. Однако не всегда можно добраться до нужного города без пересадок, особенно если прийти в кассу в последний момент. Поэтому все, что оказалось у нас в руках, – это билеты до Арекипы. Несмотря на величину (второй крупный город страны) и почетный титул «столица перуанской кухни», это место нам совершенно не приглянулось. Автобус прибыл глубокой ночью, а следующий рейс предстоял только утром. Оставаться на улице было бы не самым благоразумным решением, и мы отправились на поиски ночлега в самом неблагоприятном районе – около станции. Хостел нашелся достаточно быстро, но был один нюанс. Человек за стойкой ресепшн позвонил кому-то и передал нам трубку. Неизвестный голос предупредил, что оставаться здесь опасно и настойчиво желал убедиться в окончательности нашего выбора. Идти было некуда, мы согласились. Через коридор, где на кроватях спали местные взрослые и дети, администратор привела нас в комнатку. Время пролетело незаметно и, на удивление, спокойно.
Утренний автобус пришел по расписанию. Наконец-то мы едем в Наску! Знаете, что такое Наска? Это, прежде всего, огромная загадка. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Представьте себе большущее пустынное плато. Представили? А теперь представьте, что вся его поверхность покрыта различного размера рисунками и линиями. Здесь огромное количество изображений животных и птиц, несколько сотен геометрических фигур и бессчетное множество линий. Загадкой является все, начиная с самих «художников-исполнителей», до назначения чертежей. Впервые рисунки заметил американский археолог Пол Косок в 1939 году, менее ста лет назад! А все потому, что «прочитать» плато и увидеть графику возможно только с высоты птичьего полета. Уже через год у ученого появилась преданная последовательница. Мария Райхе посвятила всю свою дальнейшую работу и жизнь изучению Наски. Она была приверженцем теории, согласно которой графика обозначала важные планетарные события, информацию о расположении ключевых небесных тел. Вообще же версий разгадки этого места множество: от посланий божествам и проведения ритуалов до следов общения с инопланетными цивилизациями и мест посадки космических кораблей.
Так что нам предстояло познакомиться с древними символами с воздуха, паря на крошечном самолетике, рассчитанном всего на пятерых пассажиров. Каждого из нас взвесили и распределили по местам в салоне. Несколько минут острых ощущений на взлете, и мы уже с удивлением смотрим вниз. Наска оказалась расчерчена по всем направлениям. При этом линии, убегающие куда-то за горизонт, абсолютно прямые. Они буквально игнорируют неровности местности, несмотря на то, что пролегают то через возвышенности, то через долины. Рисунки, увиденные воочию, по-настоящему впечатлили. Обезьяна, кит, паук, кондор, колибри, астронавт и другие – как будто специально созданы для тех, кто будет смотреть с неба. Мы оказались так поражены видами, что после полета решили осмотреть изображения вблизи. Гид повез нас по… Панамериканскому шоссе, которое, как выяснилось, проходит непосредственно по уникальным древнейшим линиям! Оказывается, в момент строительства дороги никто еще не имел представления о существовании рисунков, их попросту не замечали. Сейчас прямо рядом с шоссе (буквально в паре шагов) установлена специальная смотровая вышка. Площадка расположена примерно на уровне второго или третьего этажа, но с нее можно увидеть те самые линии, а также «дерево» и «руки» – они расположены совсем близко. Подойти к объектам вплотную нельзя, они находятся под охраной. Вблизи изображения поразили еще больше, чем из иллюминатора самолета. Оказалось, что огромные рисунки, видимые с высоты, выполнены в широких, но совершенно не глубоких линиях. Глубина полосы – сантиметров пять, в некоторых местах может быть около десяти. Как могли сохраниться до наших дней столь крохотные канавки? Большинство исследователей считают, что они созданы цивилизацией, населявшей плато со II века до нашей эры по VI век нашей эры. По словам местных жителей, время от времени в воздухе появляются мини-торнадо, которые очищают линии от песка и «всего лишнего». Рисунки сделаны таким образом, что сама природа охраняет их от разрушения временем. Точность линий, замеченную с воздуха, мы решили проверить в Интернете, проложив по карте виртуальную линейку, – все они идеально ровные, даже когда тянутся на многие километры и проходят через холмы! Это просто на грани фантастики!
Из Наски наш путь лежал в Лиму. Перуанская столица – город контрастов. В одной географической точке смешали океан, жизнерадостных серферов и приятные зеленые кварталы с мрачными трущобами, заполненными полицией на бронетранспортерах. Во время прогулки мы забрели в район, жители которого, признав в нас туристов (или, как говорят здесь, «гринго»), настойчиво велели развернуться и уходить, постоянно повторяя «peligroso», то есть «опасно». Да и решетчатые ставни нашего отеля, расположенного в центре, были задвинуты и закрыты на замок даже в светлое время суток.
Южная Америка окутана легендами. На протяжении многих лет умы археологов всего мира занимал таинственный город Вилькабамба. По преданию, он стал последним убежищем инков, боровшихся за независимость от испанских конкистадоров. Ходили легенды о несметных сокровищах и бесценных артефактах, свезенных сюда со всей страны. В 1911 году американский археолог, путешественник, исследователь, летчик, альпинист и профессор университета (Никого не напоминает? Да-да, именно его считают прообразом героя Индианы Джонса) Хайрам Бирген в поисках Вилькабамбы случайно обнаружил древние постройки загадочного места – Мачу-Пикчу, ныне одного из семи новых чудес света.
Чтобы добраться из Лимы в затерянный город инков, сначала нужно прилететь в Куско, затем доехать на маршрутке до местечка Ольянтайтамбо, оттуда на поезде до Агуас-Кальентес и еще преодолеть около десяти километров крутого подъема по серпантину на автобусе. По легенде, именно в Куско основал поселение первый инка – Манко Капак, посланный на Землю для спасения людей от невежества и варварства. Название города переводится как «Пуп Земли». Подразумевается, что Куско – центр всего сущего. Сейчас это древнее наследие инкской цивилизации, переплетающееся с памятниками периода испанской интервенции.
Мы же запомнили Куско еще и благодаря необычной кухне. Здесь мы попробовали необычное блюдо – куй. Так местные жители называют морских свинок и… едят их. Куй с давних времен является неотъемлемой частью андской кухни. А в Кафедральном соборе Куско сохранилась уникальная роспись Маркоса Сапаты, одного из представителей художественной школы колониального периода, в рамках которой испанские мастера передавали знания местным живописцам. На своем полотне художник свел в единое целое две разные культуры: индейскую и привнесенную испанскую. Работа «Тайная вечеря», созданная в 1753 году, изображает Иисуса Христа и его учеников за трапезой, венцом которой является не что иное, как ставшее позже традиционным блюдо с жареным куем.
Из Ольянтайтамбо в Агуас-Кальентес нас довез поезд с панорамной крышей. Предвкушение захватывающих видов тесно сплеталось с накопившейся за месяц переездов по континенту усталостью. Еще одна холодная ночь (напомним, помещения в Южной Америке не отапливаются) – и утром мы наконец добрались до чуда света. Здесь надо сказать, что для сохранности Мачу-Пикчу разрешенное количество посетителей в день ограничено, поэтому о входных билетах стоит позаботиться хотя бы за пару дней до прибытия. А подъем на гору Уайна-Пикчу, возвышающуюся над городом, и вовсе доступен по предварительной регистрации и ограничения на количество туристов тут еще более жесткие.
В чем загадка Мачу-Пикчу? Он расположен на высоте 2450 метров в труднодоступном месте, на самой вершине горного хребта. Локация «небесного города» заставляет восхищаться мастерством создателей. Продуманная конструкция «фундамента» позволила каменному городищу выстоять на протяжении более половины тысячелетия на открытой всем ветрам и дождям высоте, не поддаться оползням и прочим разрушительным силам природы, и не соскользнуть с горного карниза. Кладка стен поражает умы современных специалистов, все еще затрудняющихся ответить на вопрос, каким образом была достигнута такая совершенная точность огранки и подгонки в столь давние времена. Как инки смогли построить здесь город, для чего он использовался и куда таинственно исчезли все его жители в начале XVI века? Здесь поражает совершенно все: и архитектура, и сельскохозяйственные террасы, и окружающая природа, и воздух. Город буквально парит в небесах, и любоваться им можно бесконечно!
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl