История
Молодость навсегда
Fiat 500 – один из ярких примеров того, что автомобиль, изначально задуманный как недорогой и массовый, может приобрести культовый статус. Фактически Fiat 500 – это не просто автомобиль, а исторический памятник и культурное явление. Которое отметило в 2017 году 60-летний юбилей
Упоминание об историческом и культурном памятнике – не просто слова. В год 60-летия Fiat 500 один из экземпляров автомобиля (версия с мягкой крышей, которая выпускалась с 1965 по 1972 год) приобрел Музей современного искусства в Нью-Йорке для того, чтобы выставить в постоянной экспозиции. Fiat 500 пополнил коллекцию как «символ автомобильной истории, радикально изменивший дизайн и производство автомобилей». Но в далеком 1957-м признание, тираж в 4 миллиона экземпляров и последующая реинкарнация в ретрохэтчбеке 2007 года были еще впереди...
Доступный транспорт
Модель 1957 года – не первый Fiat, выпущенный под индексом 500. Такое же обозначение имела малолитражка по прозвищу Topolino («мышонок»), выпуск которой начался еще до Второй мировой войны, в 1936-м, и продолжался до 1955 года.
Двухдверка образца 1936 года (на фото снизу) приводилась в движение 4-цилиндровым мотором объемом 569 см3 водяного охлаждения, установленным спереди. Автомобиль оснащался 4-ступенчатой механической коробкой передач и гидравлическими тормозами. На тот момент эти технические решения можно было считать передовыми – для сравнения вспомним, к примеру, выпускавшуюся в тот период в СССР «эмку» ГАЗ М-1, созданную на основе модели «Форда» – на этом более крупном автомобиле тормоза были механическими, а коробка передач – с тремя ступенями.
Создатель Topolino – известный конструктор Данте Джакоза, который впоследствии долгие годы занимал пост технического директора Fiat. Nuova 500 образца 1957 года – также его творение, и преемственность двух моделей всячески подчеркивалась в фирменных рекламных материалах. Но в данном случае компоновка автомобиля была принципиально иной. Рынок небогатой в послевоенное время Европы требовал разработки недорогих компактных автомобилей, которые можно производить большими тиражами. Среди современников Fiat 500, созданных в рамках той же философии, можно вспомнить и заднемоторный Volkswagen «Жук» с 4-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения, и угловатый Citroen 2CV, в котором 2-цилиндровый «оппозитник» был смонтирован спереди. Двухдверный «чинквеченто» также задумывался простым и доступным. В качестве силовой установки он получил рядную «двойку» воздушного охлаждения объемом 479 см3 и мощностью 13 л.с., установленную в заднем свесе, которая агрегатировалась с 4-ступенчатой коробкой передач. В передней подвеске применялась поперечная рессора с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска – независимая пружинная на треугольных рычагах, амортизаторы – также телескопические. Двухдверный автомобильчик длиной всего 3 м был способен принять четверых седоков и разогнаться до максимальной скорости более 85 км/ч – в условиях городского движения середины прошлого века этого было вполне достаточно. Заявленное в рекламном проспекте потребление топлива – 4,5 л на «сотню». Если прибавить к этому лаконичный, рациональный дизайн и вполне умеренные для своего времени цены...
Тиражи и варианты
Неудивительно, что Fiat 500 завоевал большую популярность – в общей сложности с 1957 по 1975 год он разошелся тиражом более 4 млн экземпляров. Выпускали «чинквеченто» не только на Апеннинах. Помимо трех итальянских фабрик, в Турине, Дезио и Палермо, его производством занимался завод в Хайльбронне (Германия). Собирали машину и в Австрии – на Steyr-Daimler-Puch.
Помимо двухдверки с цельнометаллическим кузовом и уже упоминавшейся версии со сдвижным мягким верхом, а также длиннобазного универсала, на основе Fiat 500 выпускались совсем уж экзотические машины. Достаточно вспомнить версию Jolly от кузовного ателье Ghia, с кузовом-лодочкой без дверей, плетеными креслами и таким же задним диванчиком.
На агрегатах «чинквеченто» выпускался и угловатый Fiat 500 Moretti Minimaxi – автомобиль с видом настоящего внедорожника, мягким верхом и откидным ветровым стеклом. Но это происходило на закате жизненного пути модели – в начале 1970-х годов. До появления его современной версии оставалось еще несколько десятилетий...
К новым юбилеям
В мае 2006 года концерн Fiat анонсировал выпуск современного Fiat 500 – трехдверного городского хэтчбека с дизайном в стиле легендарного творения Данте Джакозы. Серийный выпуск новой модели стартовал в 2007 году, его приурочили к 60-летию знаменитого «пятисотого». Построенный на той же платформе, что и микрокроссовер Fiat Panda, автомобиль выпускается и поныне. В гамме доступных для него двигателей – атмосферные и турбированные двигатели рабочим объемом от 0,9 л до 1,4 л, а также 1,3-литровый турбодизель Multijet. Среди доступных трансмиссий – 5-ступенчатые «механика» и «робот» с одним сцеплением, а также 6-ступенчатый автомат японской Aisin.
С самого старта дизайнеры Fiat предоставили для нового «500-го» широкие возможности индивидуализации – двухцветные кузова, фирменные наклейки, многочисленные аксессуары, различный дизайн колесных дисков, ограниченные спецверсии – для того, чтобы владелец автомобиля мог выделиться в потоке, все средства хороши! Разумеется, присутствует в модельной гамме нынешнего Fiat 500 и модификация со сдвижным мягким верхом.
Как результат – за 10 лет автомобиль разошелся тиражом в 2 млн экземпляров, и выпуск его продолжается. К очередному юбилею Fiat 500 вышла ограниченная «поздравительная» серия Anniversario. Легче всего ее узнать по хромированным колесным колпакам – в память того «500-го».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl