Fiat 500 – это не просто автомобиль, а культурное явление

АвтоМирАвто

История

Молодость навсегда

Fiat 500 – один из ярких примеров того, что автомобиль, изначально задуманный как недорогой и массовый, может приобрести культовый статус. Фактически Fiat 500 – это не просто автомобиль, а исторический памятник и культурное явление. Которое отметило в 2017 году 60-летний юбилей

Упоминание об историческом и культурном памятнике – не просто слова. В год 60-летия Fiat 500 один из экземпляров автомобиля (версия с мягкой крышей, которая выпускалась с 1965 по 1972 год) приобрел Музей современного искусства в Нью-Йорке для того, чтобы выставить в постоянной экспозиции. Fiat 500 пополнил коллекцию как «символ автомобильной истории, радикально изменивший дизайн и производство автомобилей». Но в далеком 1957-м признание, тираж в 4 миллиона экземпляров и последующая реинкарнация в ретрохэтчбеке 2007 года были еще впереди...

Доступный транспорт

Модель 1957 года – не первый Fiat, выпущенный под индексом 500. Такое же обозначение имела малолитражка по прозвищу Topolino («мышонок»), выпуск которой начался еще до Второй мировой войны, в 1936-м, и продолжался до 1955 года.

Двухдверка образца 1936 года (на фото снизу) приводилась в движение 4-цилиндровым мотором объемом 569 см3 водяного охлаждения, установленным спереди. Автомобиль оснащался 4-ступенчатой механической коробкой передач и гидравлическими тормозами. На тот момент эти технические решения можно было считать передовыми – для сравнения вспомним, к примеру, выпускавшуюся в тот период в СССР «эмку» ГАЗ М-1, созданную на основе модели «Форда» – на этом более крупном автомобиле тормоза были механическими, а коробка передач – с тремя ступенями.

Создатель Topolino – известный конструктор Данте Джакоза, который впоследствии долгие годы занимал пост технического директора Fiat. Nuova 500 образца 1957 года – также его творение, и преемственность двух моделей всячески подчеркивалась в фирменных рекламных материалах. Но в данном случае компоновка автомобиля была принципиально иной. Рынок небогатой в послевоенное время Европы требовал разработки недорогих компактных автомобилей, которые можно производить большими тиражами. Среди современников Fiat 500, созданных в рамках той же философии, можно вспомнить и заднемоторный Volkswagen «Жук» с 4-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения, и угловатый Citroen 2CV, в котором 2-цилиндровый «оппозитник» был смонтирован спереди. Двухдверный «чинквеченто» также задумывался простым и доступным. В качестве силовой установки он получил рядную «двойку» воздушного охлаждения объемом 479 см3 и мощностью 13 л.с., установленную в заднем свесе, которая агрегатировалась с 4-ступенчатой коробкой передач. В передней подвеске применялась поперечная рессора с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска – независимая пружинная на треугольных рычагах, амортизаторы – также телескопические. Двухдверный автомобильчик длиной всего 3 м был способен принять четверых седоков и разогнаться до максимальной скорости более 85 км/ч – в условиях городского движения середины прошлого века этого было вполне достаточно. Заявленное в рекламном проспекте потребление топлива – 4,5 л на «сотню». Если прибавить к этому лаконичный, рациональный дизайн и вполне умеренные для своего времени цены...

Компактный автомобильчик с кузовом длиной 3 м стал одним из самых ярких представителей класса городских автомобилей, широко распространенных в Европе и в наши дни – они, разумеется, значительно выросли в размерах. Оригинальный Fiat 500 приводился в движение рядным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 479 см3 и мощностью всего 13 л.с. Мотор работал в паре с 4-ступенчатой механической трансмиссией. Помимо базовой версии с закрытым кузовом выпускались автомобили со сдвижной мягкой крышей, а также 3-дверные универсалы с увеличенной колесной базой

Тиражи и варианты

Неудивительно, что Fiat 500 завоевал большую популярность – в общей сложности с 1957 по 1975 год он разошелся тиражом более 4 млн экземпляров. Выпускали «чинквеченто» не только на Апеннинах. Помимо трех итальянских фабрик, в Турине, Дезио и Палермо, его производством занимался завод в Хайльбронне (Германия). Собирали машину и в Австрии – на Steyr-Daimler-Puch.

Помимо двухдверки с цельнометаллическим кузовом и уже упоминавшейся версии со сдвижным мягким верхом, а также длиннобазного универсала, на основе Fiat 500 выпускались совсем уж экзотические машины. Достаточно вспомнить версию Jolly от кузовного ателье Ghia, с кузовом-лодочкой без дверей, плетеными креслами и таким же задним диванчиком.

Модификация Fiat 500 с кузовом универсал появилась через три года после дебюта базовой модели – в 1960 году. Автомобиль получился чуть длиннее двухдверки, кроме того, для увеличения полезного пространства в кузове, на универсале иначе устанавливался двигатель – он фактически лежал на боку. Колесная база трехдверной грузопассажирской версии была увеличена на 10 см

На агрегатах «чинквеченто» выпускался и угловатый Fiat 500 Moretti Minimaxi – автомобиль с видом настоящего внедорожника, мягким верхом и откидным ветровым стеклом. Но это происходило на закате жизненного пути модели – в начале 1970-х годов. До появления его современной версии оставалось еще несколько десятилетий...

Abarth, «придворное» тюнинговое ателье Fiat, не обошло «500-й» своим вниманием. Сложилась у доработанной версии двухдверки и гоночная карьера – прежде всего из-за невысокой цены в сравнении со спортивными версиями автомобилей других фирм. Возрождение в 2007 году Fiat 500 c дизайном в стиле классического «чинквеченто» получило продолжение – похожая «мультяшная» внешность досталась, в частности, компактвэну Fiat 500 L (на фото внизу). А двухмиллионный экземпляр нынешнего Fiat 500 был продан в июле в Германии

К новым юбилеям

В мае 2006 года концерн Fiat анонсировал выпуск современного Fiat 500 – трехдверного городского хэтчбека с дизайном в стиле легендарного творения Данте Джакозы. Серийный выпуск новой модели стартовал в 2007 году, его приурочили к 60-летию знаменитого «пятисотого». Построенный на той же платформе, что и микрокроссовер Fiat Panda, автомобиль выпускается и поныне. В гамме доступных для него двигателей – атмосферные и турбированные двигатели рабочим объемом от 0,9 л до 1,4 л, а также 1,3-литровый турбодизель Multijet. Среди доступных трансмиссий – 5-ступенчатые «механика» и «робот» с одним сцеплением, а также 6-ступенчатый автомат японской Aisin.

С самого старта дизайнеры Fiat предоставили для нового «500-го» широкие возможности индивидуализации – двухцветные кузова, фирменные наклейки, многочисленные аксессуары, различный дизайн колесных дисков, ограниченные спецверсии – для того, чтобы владелец автомобиля мог выделиться в потоке, все средства хороши! Разумеется, присутствует в модельной гамме нынешнего Fiat 500 и модификация со сдвижным мягким верхом.

Современный Fiat 500 увидел свет к 50-летию «чинквеченто» – его производство, стартовавшее в 2007 году, продолжается по сей день. Более того – новый «500-й» стал родоначальником целого семейства моделей. Премьера компактвэна Fiat 500 L состоялась в 2012 году на автосалоне в Женеве. В дальнейшем появился и кроссовер, который носит индекс Fiat 500 X. А хэтчбек 500 к 60-летию выпустили в ограниченной серии Anniversario. Внешне ее можно отличить, в частности, по хромированным колесным колпакам

Как результат – за 10 лет автомобиль разошелся тиражом в 2 млн экземпляров, и выпуск его продолжается. К очередному юбилею Fiat 500 вышла ограниченная «поздравительная» серия Anniversario. Легче всего ее узнать по хромированным колесным колпакам – в память того «500-го».

Еще одна юбилейная версия, Fiat 500 60th Anniversary, выпущена ограниченным тиражом в 560 экземпляров. Ее дебют состоялся весной на автосалоне в Женеве. Доступен такой автомобиль только в двухцветной окраске и только со складным мягким верхом. Моторы – 69-сильный атмосферник 1.2, турбомотор 0.9 (85 л.с.) и 1,3-литровый дизель

Текст: Максим Кубанцев
Фото: Fiat

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Через континент Через континент

Ралли-марафон Пекин-Париж – грандиозное событие мирового масштаба в автомобильной жизни. Впервые оно прошло в 1907 году, а с 2007 года стало проводиться каждые три года уже в ретроформате

АвтоМир
В форме после родов! В форме после родов!

4 упражнения, которые помогут скинуть набранные за беременность кг

Лиза
Как остаться верным Windows 7 Как остаться верным Windows 7

Компания Microsoft отправила полюбившуюся многим «семерку» в отставку

CHIP
Способны на многое Способны на многое

Как помочь ребенку раскрыть потенциал?

Psychologies
Японский бог Японский бог

В «Гараже» открывается ретроспектива Такаси Мураками

Vogue
Великий неудачник Великий неудачник

Черчилль терпел поражения чаще, чем одерживал победы

Дилетант
Крутотень Крутотень

Яна Кошкина сыграла около пятидесяти ролей в кино и сериалах

Maxim
Я привыкла сама содержать свою семью Я привыкла сама содержать свою семью

Интервью с Ольгой Тумайкиной

Добрые советы
Сергей Македонский Сергей Македонский

Как букмекер из Ростова стал самым богатым человеком балканской страны

РБК
Беременность и интернет Беременность и интернет

Плюсы и минусы Всемирной паутины

9 месяцев
Брайан Ферри: Говорить о политике — как стрелять себе по ногам Брайан Ферри: Говорить о политике — как стрелять себе по ногам

Брайан Ферри о тихой деревенской жизни, Брекзите и поездках в Россию

СНОБ
Кра­со­та решения Кра­со­та решения

Вадим Мошкович — про миллионы, которые он тратит на школу для одаренных детей

Tatler
Кристофер Нолан Кристофер Нолан

Кристофер Нолан — съемках «Дюнкерка» и игре в загадки со зрителем

Playboy
Вылететь в трубу Вылететь в трубу

Илон Маск и его инженеры-иммигранты создают будущее наземного транспорта

Playboy
Mazda3 – Volkswagen Jetta Mazda3 – Volkswagen Jetta

Пришло время избавляться от стереотипов!

АвтоМир
Николай Костер-Вальдау. Негодяй поневоле Николай Костер-Вальдау. Негодяй поневоле

После третьего сезона "Игры престолов" у него появилась целая армия поклонников

Караван историй
Вера в себя Вера в себя

Вера Брежнева о сильных мужчинах и благотворительности

Cosmopolitan
Пояс здоровья Пояс здоровья

Болит поясница? Ищите причину в ногах

Yoga Journal
Бывший инженер Google предлагает каждому спрограммировать аналог Pokémon Go Бывший инженер Google предлагает каждому спрограммировать аналог Pokémon Go

Каждый может устроить приключение в дополненной реальности

РБК
Освободиться от миражей Освободиться от миражей

Как не заблудиться в мире возможностей и найти свое настоящее предназначение

Psychologies
Дэйв Мастейн Дэйв Мастейн

Король треш-метала вспоминает, как в детстве зарабатывал на пластинки

Maxim
Святые угодники Святые угодники

Римские ателье, работающие на святой престол, умеют хранить секреты

The Rake
Случай человека Случай человека

Рак или не рак, вот в чем вопрос

Русский репортер
Что же будет с Родиной и с нами Что же будет с Родиной и с нами

Пять главных вопросов нового политического сезона

Русский репортер
Робби Уильямс: Веселиться вы умеете! Робби Уильямс: Веселиться вы умеете!

О России, диете и секрете счастливого брака

Лиза
Третья жизнь СТС Третья жизнь СТС

Что ждет медиахолдинг, который лишился иностранцев и биржи

РБК
Ответы и воспоминания Ответы и воспоминания

Самая грандиозная миссия к Сатурну – в цитатах, цифрах и результатах

Популярная механика
Валерий Боровинских: Грехи моей молодости Валерий Боровинских: Грехи моей молодости

Спустя несколько лет выслушал от народной артистки много обидных слов

Караван историй
Раздел собственности Раздел собственности

Как устроен каршеринг в России

Quattroruote
Иди один Иди один

Куда лучше всего отправиться, если тебе не нужны попутчики

Playboy
Открыть в приложении