Скоро полиция начнет штрафовать за несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала. Но какими именно они должны быть?

АвтоМирАвто

Автоправо

Дистанционное управление

Скоро полиция начнет штрафовать за несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала. Но какими именно они должны быть?

Летом вступили в силу поправки к ПДД, которыми введено понятие «опасное вождение». Этот термин вызвал значительный общественный резонанс, который до сих пор не утих. Один из активно обсуждаемых вопросов – как будут оцениваться инспекторами ДПС безопасная дистанция и боковой интервал, несоблюдение которых входит в число признаков опасного вождения.

Житейское толкование этих норм вопросов не вызывает: все понимают, что речь идет о подрезании, принуждении остановиться (в случае несоблюдения бокового интервала) и настойчивом требовании освободить полосу, когда нетерпеливый водитель прижимается сзади почти вплотную, зачастую добавляя своим действиям наглядности, неистово моргая дальним светом. Но как это будут оценивать сотрудники полиции и судьи? Ведь в ПДД нет четких критериев безопасности дистанции и достаточности бокового интервала.

Строго говоря, требования соблюдать дистанцию и боковой интервал существуют в ПДД уже не один десяток лет, хотя внимание на них обратили только тогда, когда их стали рассматривать в контексте опасного вождения. Однако важно понимать, что далеко не все случаи даже очевидного вторжения в «личное пространство» будут отнесены к опасному вождению. Следуя предложенной российским правительством формуле, эти нарушения должны быть, во-первых, неоднократными в течение достаточно короткого периода времени, а во-вторых, привести в итоге к возникновению опасности для движения: необходимости кому-либо из участников движения тормозить или маневрировать во избежание ДТП. Тем не менее, это до конца не снимает вопроса о том, каковы же все-таки конкретные расстояния, соблюдение которых позволит избежать обвинения в опасном вождении.

Да, четких критериев того, какое расстояние надо оставлять до впереди движущегося автомобиля, а также до едущих в соседних рядах, как попутно, так и навстречу, транспортных средств не существует. Эти параметры зависят от ряда факторов, главным образом, скорости движения, габаритов транспортного средства, погодных и дорожных условий и, не в последнюю очередь, от квалификации самого водителя. Дистанция должна обеспечивать водителю возможность отреагировать в случае, если впереди едущий автомобиль вдруг резко затормозит или непредвиденно остановится.

В Европе и США весьма популярно так называемое правило «двух секунд». Его суть сводится к тому, чтобы заметить, когда впереди едущий транспорт поравняется с неподвижным объектом и начать отсчет. Если вы доедете до ориентира раньше, чем пройдут две секунды, дистанцию необходимо увеличить. Для применения этого правила вовсе нет нужды использовать секундомер, достаточно проговорить вслух или про себя в нормальном темпе слова «одна тысяча один, одна тысяча два», что как раз и будет соответствовать примерно двум секундам.

Что касается бокового интервала, то соответствующие рекомендации есть в комментариях к ПДД, подготовленных сотрудниками ГИБДД. Водителям предлагается вспомнить арифметику и воспользоваться формулами. Для встречного движения величина интервала в метрах рассчитывается по формуле Xв=1,0+0,005(V1+V2), а для попутного – Xп=0,7+0,005(V1+V2). Буквой V с индексами обозначаются скорости движения транспортных средств. Для двух автомобилей, движущихся навстречу друг другу со скоростью 60 км/ч, минимальный интервал составит около 1,2 метра, для попутных – чуть менее метра.

Но, конечно, эти калькуляции весьма приблизительны и не являются догмой. В реальности водителю приходится принимать в расчет гораздо больше факторов, а не только скорость, потому ответственность за правильность принятого решения все равно лежит только на нем.

Насколько водительское преставление о безопасной дистанции и боковом интервале совпадет с мнением сотрудников ГИБДД и судей, которые будут выносить вердикты за опасное вождение, покажет ближайшее время: есть все основания полагать, что в скором времени поправки в Административный кодекс, устанавливающие ответственность за опасное вождение, будут приняты.

Текст: Дмитрий Рощин

Дистанцию контролирует камера

В отличие от нашей страны, в Германии есть четкое понимание того, какой должна быть безопасная дистанция. Более того, у немецких полицейских существует даже специальный алгоритм оценки расстояния между автомобилями, движущимися попутно. Для этого используют «тарированный» участок магистрали с поперечными линиями на асфальте и видеокамеры. Решение выносится на основании оценки скорости движения и пройденного расстояния за фиксированный отрезок времени. Если водитель прижался к впереди движущемуся попутчику слишком близко, он неизбежно получит от полиции «письмо счастья». Правда, применяют этот алгоритм только на автобанах, то есть там, где несоблюдение дистанции чревато наиболее серьезными последствиями.

Фото: пресс-служба правительства Москвы, ADAC

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении