Автоправо
Дистанционное управление
Скоро полиция начнет штрафовать за несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала. Но какими именно они должны быть?
Летом вступили в силу поправки к ПДД, которыми введено понятие «опасное вождение». Этот термин вызвал значительный общественный резонанс, который до сих пор не утих. Один из активно обсуждаемых вопросов – как будут оцениваться инспекторами ДПС безопасная дистанция и боковой интервал, несоблюдение которых входит в число признаков опасного вождения.
Житейское толкование этих норм вопросов не вызывает: все понимают, что речь идет о подрезании, принуждении остановиться (в случае несоблюдения бокового интервала) и настойчивом требовании освободить полосу, когда нетерпеливый водитель прижимается сзади почти вплотную, зачастую добавляя своим действиям наглядности, неистово моргая дальним светом. Но как это будут оценивать сотрудники полиции и судьи? Ведь в ПДД нет четких критериев безопасности дистанции и достаточности бокового интервала.
Строго говоря, требования соблюдать дистанцию и боковой интервал существуют в ПДД уже не один десяток лет, хотя внимание на них обратили только тогда, когда их стали рассматривать в контексте опасного вождения. Однако важно понимать, что далеко не все случаи даже очевидного вторжения в «личное пространство» будут отнесены к опасному вождению. Следуя предложенной российским правительством формуле, эти нарушения должны быть, во-первых, неоднократными в течение достаточно короткого периода времени, а во-вторых, привести в итоге к возникновению опасности для движения: необходимости кому-либо из участников движения тормозить или маневрировать во избежание ДТП. Тем не менее, это до конца не снимает вопроса о том, каковы же все-таки конкретные расстояния, соблюдение которых позволит избежать обвинения в опасном вождении.
Да, четких критериев того, какое расстояние надо оставлять до впереди движущегося автомобиля, а также до едущих в соседних рядах, как попутно, так и навстречу, транспортных средств не существует. Эти параметры зависят от ряда факторов, главным образом, скорости движения, габаритов транспортного средства, погодных и дорожных условий и, не в последнюю очередь, от квалификации самого водителя. Дистанция должна обеспечивать водителю возможность отреагировать в случае, если впереди едущий автомобиль вдруг резко затормозит или непредвиденно остановится.
В Европе и США весьма популярно так называемое правило «двух секунд». Его суть сводится к тому, чтобы заметить, когда впереди едущий транспорт поравняется с неподвижным объектом и начать отсчет. Если вы доедете до ориентира раньше, чем пройдут две секунды, дистанцию необходимо увеличить. Для применения этого правила вовсе нет нужды использовать секундомер, достаточно проговорить вслух или про себя в нормальном темпе слова «одна тысяча один, одна тысяча два», что как раз и будет соответствовать примерно двум секундам.
Что касается бокового интервала, то соответствующие рекомендации есть в комментариях к ПДД, подготовленных сотрудниками ГИБДД. Водителям предлагается вспомнить арифметику и воспользоваться формулами. Для встречного движения величина интервала в метрах рассчитывается по формуле Xв=1,0+0,005(V1+V2), а для попутного – Xп=0,7+0,005(V1+V2). Буквой V с индексами обозначаются скорости движения транспортных средств. Для двух автомобилей, движущихся навстречу друг другу со скоростью 60 км/ч, минимальный интервал составит около 1,2 метра, для попутных – чуть менее метра.
Но, конечно, эти калькуляции весьма приблизительны и не являются догмой. В реальности водителю приходится принимать в расчет гораздо больше факторов, а не только скорость, потому ответственность за правильность принятого решения все равно лежит только на нем.
Насколько водительское преставление о безопасной дистанции и боковом интервале совпадет с мнением сотрудников ГИБДД и судей, которые будут выносить вердикты за опасное вождение, покажет ближайшее время: есть все основания полагать, что в скором времени поправки в Административный кодекс, устанавливающие ответственность за опасное вождение, будут приняты.
Дистанцию контролирует камера
В отличие от нашей страны, в Германии есть четкое понимание того, какой должна быть безопасная дистанция. Более того, у немецких полицейских существует даже специальный алгоритм оценки расстояния между автомобилями, движущимися попутно. Для этого используют «тарированный» участок магистрали с поперечными линиями на асфальте и видеокамеры. Решение выносится на основании оценки скорости движения и пройденного расстояния за фиксированный отрезок времени. Если водитель прижался к впереди движущемуся попутчику слишком близко, он неизбежно получит от полиции «письмо счастья». Правда, применяют этот алгоритм только на автобанах, то есть там, где несоблюдение дистанции чревато наиболее серьезными последствиями.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl