Про пропан

Наполовину полон или наполовину пуст? На этот вопрос легко ответить, если у вас на столе стоит кружка с кофе — нужно лишь взглянуть и выбрать ответ, соответствующий вашему настроению. А что если перед вами не кружка, а стальной баллон, и не с кофе, а со сжиженным газом? Тут уже философские методы познания могут оказаться не столь всесильными. Да и природа подкидывает новый каверзный вопрос — если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?
Сжиженные газы могут запутать не только любителя изящной словесности. Если взять в руки и поболтать заправленный баллон, на котором большими белыми буквами написано «ПРОПАН», то будет слышно, как в нём плещется жидкость. Но если чуть приоткрыть вентиль, то из него будет выходить и шипеть самый настоящий газ. Раз он шипит — значит, находится под давлением, а если газ из баллона выходит, то логика подсказывает, что давление внутри баллона должно падать. Вот только если провести эксперимент — подключить к баллону манометр и измерять в нём давление при разной степени наполненности баллона, то окажется, что давление в нём совсем не показатель остатка газа… И ещё один, казалось бы, парадоксальный момент — в баллон объёмом, к примеру, 12 литров ни на одной приличной заправке вам никогда не нальют 12 литров сжиженного газа и 11 литров тоже не нальют. Но не стоит спешить ставить такой заправке одну звезду и писать гневный отзыв, что её сотрудники «недоливают» газу честным покупателям. Ведь у недолива есть вполне определённые причины.
В бытовые газовые баллоны обычно заправляют пропан или его смесь со старшим углеводородным «братом» — бутаном. Эти два углеводорода при комнатной температуре сохраняют свою газообразность, но их достаточно легко превратить в жидкость. В отличие от более лёгкого метана (которому нужно охладиться до −165°С, чтобы сжижиться) или этана (−88°С), пропану нужно примерно −42°С, а бутану — всего лишь один градус ниже нуля. Другими словами, получить жидким бутан можно уже в обычном морозильнике, а пропан легко замёрзнет, точнее, сжижится там, где вполне ещё комфортно белому медведю. В жидкость углеводородные газы превращают для удобства перевозки и хранения — места занимают меньше на порядок, а горят при этом точно так же. Кстати, во многих