Почему именно вопрос смерти и бессмертия стал главным для арт-мира

ForbesКультура

Арт-бессмертие: как искусство породнилось с биохакингом

Алиса Прудникова

sovvhpf.jpg__1566217467__19200.jpg
Кадр из сериала "Черное зеркало"

Интерес художников к теме смерти и бессмертия, наконец, совпал во времени с главным научным трендом — поисках волшебной таблетки или другого способа обрести вечную жизнь. Почему именно этот вопрос стал главным для арт-мира, рассказывает Алиса Прудникова, куратор Уральской индустриальной биеннале, которая в 2019 году будет посвящена именно бессмертию.

Причина смерти

Многие художественные, научные и академические проекты в этом году посвящены теме смерти и бессмертия. Это буквально оголенный нерв актуальной интеллектуальной повестки. Почему так сложилось? Во всем мире в целом изменилось отношение к смерти и отношение к мертвому телу. Вопросы прогресса медицины и старение населения, новое качество жизни, практики биохакинга и эксперименты с темой смерти естественным образом нашли отражение в искусстве. Например, в работе британских художников Джеймса Аугера и Джимми Луазо, которые создали проект «Загробная жизнь», описывающий систему генерации электроэнергии на основе химического разложения погребенных человеческих тел при помощи микробиологических топливных элементов.

Джеймс Аугер и Джимми Луазо, «Загробная жизнь». Фото DR

Делая на основе этой энергии лампы или батареи, близкие, так сказать, продолжают освещать и греть и после своей смерти — все сегодня говорит о том, что мы можем максимально продлевать свою жизнь. Но пока мы так много говорим о бессмертии и верим в возможность его отыскать, приходится особенно остро переживать его невозможность в реальной жизни, сталкиваясь со страшными потерями, например, смертью близких от рака. Поэтому приходится изо всех сил хвататься за любую возможность спасения тех, кто еще с нами.

Илья Кабаков «В будущее возьмут не всех». Фото DR

Бессмертие — огромная тема, одновременно очень личная и актуальная. Она объединяет и временность, и культурную память, и футурологию. Музей — бессмертие, искусство — бессмертие. Именно об этом — и культовое произведение Ильи Кабакова «В будущее возьмут не всех», и новые эксперименты Артема Филатова и Алексея Корси на территории Нижегородского крематория с созданием нового типа пространства памяти — «Сад им», очень лирический проект, где каждый может посадить растение в память об умершем.

В искусстве, которое осмысляет смерть и ее неизбежность — от египетских пирамид до Дэмиана Херста мы видим витки утверждения — отрицания смерти, и это дает нам шанс выйти за данные смертью пределы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении