Уроки «Рассказа служанки»: может ли Россия превратиться в тоталитарное общество, где насилуют и угнетают женщин
В Еврейском музее и центре толерантности состоялся показ заключительной серии третьего сезона культового сериала «Рассказ служанки». Просмотр продолжился обсуждением темы физического и психологического насилия над женщинами в семье и обществе. Forbes Woman выбрал лучшие моменты дискуссии.
«Рассказ служанки» — мрачная антиутопия, действие которой происходит в государстве Галаад, возникшем на месте Новой Англии в США. Это рассказ о биологическом сексизме, женоненавистничестве и жестокости. О мире, в котором женщины не имеют право на независимость, зато обязаны исполнять свою фертильную функцию и рожать потомство для бездетных семей. В дискуссии о третьем сезоне сериала и о том, чем вымысел в нем напоминает реальность, приняли участие директор центра «Насилию.нет» Анна Ривина, соавтор законопроекта против домашнего насилия Алена Попова, автор женского телеграмм-канала «Женская власть», исполнительный директор «Мамихлапинатана» Залина Маршенкулова, блогер Саша Митрошина, главный редактор журнала Wonderzine Юлия Таратута и журналист, автор телеграмм-каналов «Дочь разбойника» и «Вашу мать!» Настя Красильникова. Модерировала встречу главный редактор Forbes Life и Forbes Woman в России Юлия Варшавская.
Главный вопрос дискуссии: можем ли мы однажды проснуться в обществе, похожем на Галаад? Какие экономические, политические и социальные предпосылки такого развития событий можно увидеть в современной России? И что каждая женщина может делать уже сегодня, чтобы этого не допустить?
Юлия Таратута, главный редактор журнала Wonderzine
«Речь идет не о войне и желании победить мужчин, встав на их пепелище мощным женским строем».
«Рассказ служанки», в любом случае, метафора. Это такой ужас, который буквализирует и эстетизирует проблему для того, чтобы люди начинали что-то с этим делать. Совершенно поразительно, что в России, чтобы до людей дошли какие-то вещи, нужно «отрубить кисти» человеку. Только тогда у людей начинает болеть. Наша задача заключается в том, чтобы «болеть» начинало раньше. В момент, когда кисть еще не отрублена, когда человек только тянется к телефонной трубке, чтобы сделать звонок».
«В российской политике мы можем отсчитывать момент, когда консервативные ценности вернулись в оборот. Очевидно, когда режим существует довольно долго, он должен чем-то цементироваться, чтобы удерживать людей под контролем. В данной ситуации режим цементируется традиционализмом. Совершенно естественно мы стали обнаруживать в своей жизни возвращение к истокам и сокращение свобод в разных областях жизни, в том числе и в сфере отношений. Нам навязывают «сверху» определенное поведение. Это не просто частный выбор человека. Мы имеем дело с частным выбором, который подкрепляется силой системы».