«Яндекс — российская Кремниевая долина»: Аркадий Волож о самой перспективной области в IT и новой магии
Основатель «Яндекса» Аркадий Волож в интервью японскому Forbes рассказал о том, как автономные автомобили стали самой перспективной областью в IT, какой новый глобальный сервис Россия может подарить миру и почему «Яндекс» не «российский Google»
«В Тель-Авиве нелегко водить машину». Израильские таксисты, у которых большой опыт вождения в крупнейших городах мира, включая Нью-Йорк и Лондон, говорят об этом в один голос.
Велосипеды, мотоциклы и электросамокаты беспорядочно мчатся по шоссе. А еще в городе сейчас строятся метро и монорельсовая дорога. Хаос на улицах в Тель-Авиве и в утренние, и в вечерние часы пик, и в обед.
Мало кто знает, что в этом городе ездит автономный автомобиль. Владелец этой машины – российский IT-гигант «Яндекс», крупнейший поисковик на российском рынке, основанный в 1997 году и известный как российская версия Google.
Сейчас это единственная компания, получившая разрешение на участие в экспериментальной программе автономного вождения на дорогах и шоссе Тель-Авива. Авто «Яндекса« днем и ночью следует определенным маршрутом. Toyota Prius оборудована сенсором LiDAR от Velodyne, а на водительском месте сидит шофер. Эту машину легко перепутать с автомобилями Google Map Street Views. Но на ее корпусе написано «беспилотный автомобиль Яндекса».
55-летний Аркадий Волож, сооснователь и генеральный директор компании, спокойно и уверенно улыбается. Одетый в белую футболку «Яндекса» и джинсы, он шутит, что, хотя «Яндекс» основан раньше, чем Google, он все еще известен как «российский Google». Волож с энтузиазмом рассказал о своей философии, разработке беспилотной машины и процессе обучения.
Крупнейший российский поисковик, известный как «российский Google», недавно начал проникать в другие отрасли.
Я бы скорее назвал «Яндекс» «российской Кремниевой долиной». Мы активно участвуем во всем. Мы создаем в России экосистему, работающую на онлайн- и оффлайн-рынках. С точки зрения свободной конкуренции это интересные рынки, и некоторые местные игроки обогнали международные компании. Мы в их числе, и наше оружие – технология. С самого начала нашего бизнеса мы полагались на машинное обучение, которое использовалось для поиска, составления рекомендаций, разработки технологий трансформации поведения и компьютерного зрения.
Когда вы разработали такую технологию, создавать новые продукты и сервисы уже легче. Так появились «Яндекс.Такси», Yango, «Яндекс.Музыка» и «Яндекс.Дзен».
А разработка беспилотного автомобиля, который сейчас тестируется в Тель-Авиве, началась в 2016 году, причем демонстрационные эксперименты состоялись уже в декабре 2017 года.