Как наследница миллиардера Бронфмана попала в группу Nxivm, в которой практиковалось сексуальное рабство
Наследница миллиардера Эдгара Бронфмана Клэр в течение долгих лет была вовлечена в деятельность «секты», где держали в рабстве женщин
Сейчас 16:00, страстная пятница, и Клэр Бронфман стоит перед федеральным судьей, уже зная свою судьбу. Она заключила сделку со следствием и признает свою вину в совершении тяжких преступлений за время пребывания на должности исполнительного директора Nxivm - группы, похожей на секту, которую федеральный прокурор описывает как построенную на манипуляциях пирамиду, навязывавшую некоторым участникам рабские условия. Предположительно, их даже вынуждали заниматься сексом с основателем Nxivm, Китом Раньером.
Пугающе худая Бронфман, которой несколько дней назад исполнилось 40 лет, часто кажется растерянной во время разбирательств и то и дело украдкой посматривает на журналистов и других зрителей, собравшихся в зале суда. Кажется, что она задает себе тот же вопрос, что и большинство из тех, кто наблюдает за скандальным делом: как наследница многомиллиардного состояния Seagram оказалась в центре «секты»?
Бронфман, которая отказалась побеседовать с Forbes во время ожидания приговора, согласилась выплатить $6 млн федеральному правительству и признать вину в совершении таких преступлений, как сокрытие нелегального мигранта и использование персональных данных умершего человека с целью мошенничества. Если бы она решила защищаться в суде, ей бы грозили 25 лет тюремного заключения. Сейчас она, вероятнее всего, пробудет в заключении не более 27 месяцев. Многие наблюдатели считают это отличной сделкой, учитывая, что она вложила в Nxivm (произносится как «нэксиум») примерно $150 млн с 2002 года.
Когда она обращается к судье, ее голос с правильным английским произношением едва слышен. Журналисты, заполонившие зал, наклоняются и прикладывают ладони к ушам.
«Ваша честь, мой дед и отец передали мне великий дар, — говорит Бронфман. — Дар несет с собой и огромные привилегии, и, что важнее, невероятную ответственность. Он не дает права нарушать закон, он несет с собой даже большую ответственность за поддержание закона. Я не смогла исполнить законы моей страны, и я искренне об этом сожалею».
Но, как объясняют люди, хорошо знавшие сестер Бронфман во время их пребывания в Nxivm, именно этот «великий дар» в виде огромного состояния превратил их в желанную цель для гуру группы Кита Раньера, которому сейчас предъявлены обвинения в семи составах преступления, в том числе организованном шантаже, работорговле и организованном использовании принудительного труда. Раньер, с которым мы связались через его юриста, не предоставил комментарии для этой статьи. Он отрицает все предъявленные ему обвинения.
Дочери миллиардера
Клэр и Сара были младшими детьми покойного миллиардера Эдгара Бронфмана-старшего, который покинул пост президента и генерального директора Seagram Company в 1994 году. У Эдгара-старшего, умершего в 2013 году, было пять детей от предыдущего брака, в том числе Эдгар Бронфман-младший, который принял управление компанией от отца. После того как Эдгар-старший и их мать, Рита «Джорджина» Уэбб, развелись (во второй раз) в 1990-х годах, девочки проводили время в Англии, где учились в интернате, и навещали мать, которая жила в Кении. Когда Клэр училась в 10 классе, она перевелась в закрытую школу в Коннектикуте, но через год бросила учебу, чтобы проводить время с отцом в его поместье в Вирджинии. Она так и не окончила старшую школу, но добилась больших успехов в конном спорте.
В 2002 году Сара, которой не предъявляли обвинений по этому делу, начала посещать занятия в офисе группы по саморазвитию недалеко от Олбани, штат Нью-Йорк. Основанный в 1998 году Раньером и медсестрой Нэнси Зальцман, центр предлагал тренинги по улучшению жизни на базе техник групповой терапии и элементов нейролингвистического программирования. Новички обычно посещали пятидневный интенсив. Студенты называли Раньера «Лидером» или «Грандмастером», а Зальцман — «Префектом». Nxivm делал громкие заявления по поводу своих практик. Раньер говорил, что, согласно исследованиям, его «технология», официально названная «Метод рационального исследования», облегчала симптомы синдрома Туретта, позволяла обучить детей говорить на 13 языках и помогала студентам университетов повышать их «способность к моральным решениям».
Он начал привлекать знаменитостей. В числе 17 000 учеников, которые, как сообщается, посещали занятия или семинары Nxivm, были Шейла Джонсон, основательница Black Entertainment Television, Антония Новелло, бывший главный хирург США, и Стивен Купер, сейчас генеральный директор Warner Music Group. Кроме того, Сара и Клэр организовывали мероприятие Nxivm на острове, принадлежащем их другу Ричарду Брэнсону.
Сара убедила Клэр, которая тогда, в возрасте 23 лет, занималась конкуром, вступить в группу, и вскоре они стали оплачивать услуги Зальцман как персонального тренера. Клэр купила дом недалеко от офиса Nxivm в Клифтон-парке, штат Нью-Йорк, и лошадиную ферму, чтобы продолжать тренировки. Между занятиями она участвовала в турнирах. В конце концов, она расторгла контракт со своим спонсором, немецким производителем одежды, и предпочла носить фиолетово-черный жакет с надписью NXIVM. Когда она начала побеждать в турнирах, в сфере конного спорта поползли слухи о том, что она состоит в странной группе из Олбани.
Бывшие члены организации говорят, что Раньер начал проявлять живой интерес к Клэр. Не имевший никакого опыта в конном спорте, он стал тренировать Клэр, пытаясь подготовить ее к участию в олимпийской сборной США. «Они подталкивали ее участвовать в соревнованиях, потому что Кит считал, что, если Клэр попадет на Олимпиаду, он станет известен как тренер международного уровня, прославится и получит доступ в олимпийский мир», — говорит Барбара Бучи, которая была лидером в Nxivm и девушкой Раньера до ухода из группы в 2009 году. Бучи говорит, что помнит, как ходила с Зальцман и Раньером посмотреть на соревнования, в которых участвовала Клэр. После того как Клэр попала в национальную сборную, но так и не прошла отбор на Олимпиаду 2004 года, она постепенно перестала участвовать в соревнованиях.