«Нужно работать по 15-18 часов»: как изменилась жизнь таксистов с появлением агрегаторов
Депутаты хотят запретить таксистам работать больше восьми часов в день. Forbes поговорил с шестью таксистами о том, насколько серьезна эта проблема
В 2018 году Аналитический центр при правительстве России (АЦ) подготовил исследование рынка, согласно которому число аварий с участием такси выросло на 35% за три года — с 2100 в 2015-м до 2900 в 2017-м. В 2018-м в Москве показатель подскочил еще на 25%, приводил статистику замглавы департамента транспорта столицы Дмитрий Пронин. Одна из причин высокой аварийности — слабый контроль над водителями со стороны руководства таксомоторных компаний, констатировал чиновник.
Правда, эксперты АЦ делали оговорку: для системной оценки аварийности нужно учитывать не только количество ДТП, но и увеличение парка такси, а также пробега автомобилей в последние годы. Число водителей такси за восемь лет выросло вдвое, до 700 000 человек, отмечал Аналитический центр. В итоге, по данным экспертов, в пересчете на 1 км поездки вероятность попасть в ДТП в такси оказалась даже ниже, чем на личном автомобиле — в 2,6 раза. А смертельные ДТП с участием такси происходят и вовсе в 4,7 раза реже, чем с личным автотранспортом, констатировали аналитики.
Тем не менее, безопасность поездок на такси всерьез беспокоит законодателей. Депутаты Госдумы готовят пакет поправок ко второму чтению законопроекта №481004-7 «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси». Одно из предложений — оборудовать автомобили такси тахографами. Это устройства-контроллеры режима труда и отдыха водителей, рассказал Forbes один из авторов законопроекта, председатель Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. «Будет составляться и заявляться публично график режима труда. И как только будет переработка, машина заводиться не будет. Если директор предприятия посадит [водителя] на другой автомобиль, то будут серьезные штрафы в адрес руководителя. Система все будет видеть. Это как карточка водителя-международника», — пояснил депутат. По его данным, 90% водителей такси в России работают сверх нормы.
При этом водители — одна из самых (наравне со строителями) высокооплачиваемых массовых специальностей в России. Как следует из данных исследования аналитической компании TalentTech от мая 2019 года (данные приводило РБК), средняя зарплата водителей такси по России — 36 300 рублей в месяц, а в Москве — 46 300 рублей. Это наивысший показатель среди всех работников массовых специальностей. Еще выше совместные расчеты портала «Зарплата.ру» и Общественного совета по развитию такси. Согласно их исследованию рынка за 2017-2019 годы (есть в распоряжении Forbes), средняя зарплата водителя такси в Москве в 2018 году составила 52 019 рублей, в Санкт-Петербурге — 47 493, в Рязани — 40 458. В 2019-м в Москве показатель упал до 48 735 рублей, а в Петербурге и Рязани вырос — до 49 159 и 46 286 рублей соответственно.
Forbes узнал у таксистов из разных регионов — индивидуальных предпринимателей и нелегальных извозчиков, сколько им приходится трудиться сейчас и смогут ли они заработать при соблюдении восьмичасового рабочего дня.
«Пассажиры для депутатов важнее, чем водители»: Андрей Прокофьев, Москва
Являюсь индивидуальным предпринимателем в сфере такси в Москве с 2011 года. Машина в собственности — Kia Rio, класс эконом. При нынешних тарифах, чтобы просто заработать на хлеб и воду, нужно работать по 12-14 часов в день. Это из-за конкуренции между агрегаторами, которые опустили тарифы ниже плинтуса, так что многие поездки получаются ниже себестоимости.
В плане заработка день на день не приходится: до 2019 года и по 7000-8000 рублей [за рабочую смену] выходило, сейчас — 3000-4000 рублей. С агрегаторами, после вычитания их комиссии, получается 200-400 рублей прибыли в час.
При этом нужно платить налоги, страховые взносы — под 60 000 рублей в год. Есть еще расходы на обслуживание автомобиля, медосмотр, мобильную связь и интернет. Плюс бензин. Плюс штрафы ГИБДД и МАДИ. Без них никак — сейчас везде камеры: приходят «письма счастья», например, за высадку и посадку пассажиров [камеры «Стрит Фалькон» в Москву штрафуют за 10-секундную остановку в неположенном месте. — Forbes]. А обжаловать получается не всегда. За март я так «проштрафился» на 7500 рублей.
Если за соблюдением графика начнут следить, такси подорожает в 2-3 раза. Либо вообще никто ничего контролировать не будет. Если требовать соблюдения закона о такси, у властей не получится рапортовать о том, что мы догнали Нью-Йорк. Они [власти. — Forbes] нужные цифры знают: ученые из Автодорожного института озвучили на последнем МЕФТе [Международный евразийский форум такси. — Forbes], сколько в час должен накатывать водитель: 918 рублей, если машина своя, и 1004 рубля, если арендованная.
То есть тот, кто в наших условиях еще и автомобиль арендует, просто берет в кредит у собственного здоровья. Я лично сейчас стараюсь не перерабатывать: меня уже увозила скорая с ишемической атакой. И ничего не изменится: пассажиры как электорат для депутатов важнее, чем водители.