10 женщин в краудфандинге. Рейтинг ForbesWoman
Самые успешные краудфандинговые кампании, запущенные женщинами на крупнейших российских платформах для сбора средств. В лидерах — кампании зоозащитницы Веры Митиной и певицы Дианы Арбениной
Летом 2019 года двум крупнейшим российским краудфандинговым площадкам — Planeta.ru и Boomstarter — исполняется семь лет. Первая была запущена в июне 2012-го, и с тех пор почти 5000 проектов собрали на сайте более 1 млрд рублей. Пользователи Boomstarter с августа того же года успели поддержать около 1900 проектов на 375 млн рублей. Среди авторов кампаний на обеих площадках 25-30% женщин, сообщили Forbes представители платформ. И если на Boomstarter женщины-краудфандеры в среднем менее успешны, чем мужчины, то на Planeta.ru ситуация обратная — женщинам сборы даются лучше, чем мужчинам.
«Я для себя связываю это с тематической особенностью краудфандинга в России: на нашей платформе, например, лидируют общественные и музыкальные проекты. Их движущими локомотивами действительно чаще бывают женщины», — рассуждает сооснователь и гендиректор Planeta.ru Федор Мурачковский.
Эту тенденцию подтверждает и исследование PwC 2017 года. На основе анализа 450 000 кампаний на девяти крупнейших мировых платформах эксперты пришли к выводу, что женщины-краудфандеры на 32% эффективнее мужчин привлекают средства пользователей.
ForbesWoman на основе данных Planeta.ru и Boomstarter составил список самых успешных женщин-краудфандеров на этих площадках. Участницы отранжированы по объему средств, привлеченных в ходе кампаний. Для составления рейтинга мы попросили платформы предоставить информацию о кампаниях за все время их работы, то есть с июня-августа 2012 года по начало июня 2019-го.
Поскольку база исследуемых данных ограничивалась выборкой кампаний Planeta.ru и Boomstarter, в списке не оказалось крупных независимых кампаний, которые не прибегали к услугам специализированных платформ. Например, главный редактор издания The New Times Евгения Альбац в 2018 году собрала более 25 млн рублей на оплату рекордного штрафа за несвоевременное предоставление сведений в Роскомнадзор (The New Times продолжает оспаривать судебное решение о штрафе в ЕСПЧ).
Вера Митина
Сбор: 20 млн рублей
Площадка: Planeta.ru
Проект: центр помощи животным «Мокрый нос»
Время проведения кампаний: 11 апреля 2014 года — по наст. время
В детстве Вера Митина мечтала стать ветеринаром, но учиться пошла на экономиста. Однажды, узнав, что в родном Зеленограде работает приют для животных, она купила угощений и отправилась туда. Увидев грустные глаза бездомных животных, Митина решила, что хочет помогать им находить хозяев. Сначала она выступила учредителем фонда помощи животным «Ника» и открыла собственный приют, а в 2014-м запустила первую кампанию по сбору средств для строительства «Мокрого носа» — первого в России многофункционального центра помощи животным, попавшим в трудную ситуацию — например, пострадавшим от жестокого обращения человека. Проект рассчитан на одновременное пребывание 500 питомцев.
Когда Митина и ее команда запускали проект, то практически ничего не знали о краудфандинге и не верили, что на строительство можно собрать приличную сумму. «Многие думают, что достаточно запустить проект — и можно спокойно сидеть и ждать прилива средств. Но очень важно продвигать проект любыми путями и доносить информацию до как можно большего количества пользователей», — объясняет Митина рецепт успешной кампании. За четыре кампании ей в совокупности удалось собрать 20 млн рублей. Сегодня в «Мокром носу» живут уже 300 животных, для посещения центр планируется открыть в начале осени 2019 года.
Гузель Санжапова
Сбор: 6 млн рублей
Площадка: Planeta.ru, Boomstarter
Проекты: производство крем-меда Cocco bello
Время проведения кампаний: конец 2013 года — по наст. время
Когда Гузель Санжапова была ребенком, ее отец держал две торговые палатки на рынке в Екатеринбурге. Тогда она решила, что никогда не станет предпринимателем — настолько тяжким показался ей этот труд. Но, окончив университет в Москве и поработав в SAP, Санжапова все-таки решила основать свое дело — запустить производство галстуков-бабочек. А когда отец переехал в деревню Малый Турыш на Урале и занялся семейной пасекой, решила помочь.
Отец и дочь договорились, что будут производить мед по оригинальному рецепту — взбивать его до кремообразного состояния и добавлять лесные ягоды. Сбор ягод организовали силами местных бабушек — им предприниматели платили по 200 рублей за емкости в 1 л. Машину для взбивания меда купили в Германии. Когда в 2013 году первая партия была произведена, Санжапова объявила сбор средств на краудфандинговых площадках: пасечникам нужна была медогонка большего объема и сушильные шкафы для ягод. Жертвователям предприниматели пообещали, что благодаря новому оборудованию смогут обеспечить больше рабочих мест жителям пустеющей деревни.
С тех пор Санжапова призывала общественность поддержать ее проект еще четыре раза. На народные деньги она построила для предприятия цех, игровую площадку для деревенских детей, скважину с чистой водой, организовала в деревне вывоз мусора. Чтобы собрать деньги на строительство общественного центра (аналог сельского клуба), Санжапова организовала в Малом Турыше концерт группы «Чайф» — через краудфандинговую платформу она продавала билеты на выступление, а отдельным — самым дорогим — лотом было путешествие до места проведения концерта вместе с группой и исполнение песен под гитару по дороге.