Пойдем в кино, Иляна
Главный кинокритик всея Руси Антон Долин ответил главному редактору Glamour Иляне Эрднеевой на несколько наивных вопросов о важнейшем из искусств.
Вы 20 лет назад стали критиком, поздравляю вас с профессиональным юбилеем. Как вы думаете, какое кино вы будете смотреть еще через 20 лет?
Попытки прогнозов обречены. Каждая тенденция в кино объясняется тем, что происходит в общественно-политической жизни. Например, у меня нет никаких сомнений в прямой связи между 11 сентября и волной популярности супергероев. За несколько лет до 11 сентября чудовищно провалился «Бэтмен и Робин», и критики сделали вывод: супергерои больше никому не нужны. Но стоило случиться большому и страшному событию, и эти фильмы оказались самыми востребованными. Поэтому, если в России через 20 лет будет править Владимир Путин, у нас будет одно кино. А если он в 2021 году решит стать буддийским монахом на Шри-Ланке, у нас пройдут свободные выборы и будет новый президент, будет другое кино. Еще оно будет зависеть от того, кто им станет — мужчина или женщина, интересующийся кинематографом или ненавидящий его… Я уверен только в том, что кино будет. Потому что я не знаю ни одного вида искусства, которое умерло. Даже архаичные опера и балет отказываются умирать. Симфоническая музыка жива-здорова.
О чем говорят результаты кассовых сборов в России? И странные всполохи — как в Якутии, где смотрят и любят якутское кино?
Сборы всегда говорят о разном. Сейчас они говорят о том, что, несмотря на усилия Министерства культуры и других контролирующих органов, у российского зрителя есть мозги, есть свои желания и он голосует рублем и временем за, условно, «Мстителей». Якутское кино — это отдельная история. Есть термин «Сахавуд», как Болливуд. В этих культурах любят кино и хотят видеть людей, похожих на себя. Так это рождается… Но не везде. Некоторым нациям свойственны успехи в определенных искусствах. Фламандцы, голландцы, итальянцы одарены в живописи. При этом у итальянцев отличная литература, а у голландцев