Абьюз партнера, бедность и страхи: почему на самом деле женщины делают аборты
Российские чиновники продолжают предлагать меры по ограничению доступности абортов и ужесточению требований к их проведению, не принимая во внимание то, по каким причинам женщины делают аборт. Forbes Woman поговорил с гинекологами, психологами, правозащитниками, а самое главное — с самими женщинами, решившимися на аборт, которые рассказали, что репродуктивное давление станет излишней мерой, нарушающей их права.
В конце октября член Комитета Госдумы по охране здоровья Вероника Власова предложила оставить процедуру аборта только в государственных клиниках, проводить ее на сроке до восьми недель (вместо 12) и только после демонстрации сердцебиения плода. Также Власова считает, что аборт стоит проводить исключительно с согласия мужа (для женщин в браке), а еще сократить срок прерывания беременности для пострадавших от изнасилования — с 22 до 12 недель. Тогда же в Комитете заявили, что обсудят по внесение изменений в законодательство об абортах (работа займет около месяца).
На этой информационной волне частные клиники нескольких регионов уже добровольно отказались проводить аборты: так поступили медучреждения Крыма и Курской области. Три региона инициативно приняли закон «о запрете склонения к аборту»: Калининградская, Томская и Тверская области. Подобный запрет готовятся ввести и власти Тамбовской области. Патриарх Кирилл заявил, что ответственность за склонение к аборту должна существовать на федеральном уровне.
Кажется, что чиновники пытаются создать условия, когда женщина будет ограничена во времени и в возможности выбрать клинику для проведения этой процедуры. А врачи будут в лучшем случае минимально поддерживать и информировать пациенток (чтобы не попасть под статью «склонение к аборту»), в худшем — оказывать репродуктивное давление.
Однако женщины делают аборты не просто потому, что эта процедура доступна, а из-за веских причин. Forbes Woman рассказывает, почему женщины решаются прервать беременность, как это решение влияет на них и почему любое вмешательство в решение женщины относится к нарушению базовых прав человека.
Почему они делают это
«Когда я сделала аборт, гинеколог сказала, что я буду за это гореть в аду. Я же ей ответила, что она не представляет, сколько судеб спасла», — рассказывает Forbes Woman Татьяна (фамилию женщина попросила не указывать). В 2021 году она прервала беременность: партнер, с которым она состояла в отношениях на тот момент, без ее согласия эякулировал в нее, причем уже во второй раз — за месяц до этого беременность просто не наступила. Отношения были абьюзивные, пара постоянно ссорилась, он злоупотреблял алкоголем и терял контроль над эмоциями, хотя вначале были красивые ухаживания, и Татьяна думала, что сможет создать с этим мужчиной семью. Она решила прервать беременность, когда в совместном отпуске мужчина стал вести себя агрессивно: «Я чувствовала его безответственность по отношению ко мне и к ребенку, в этой поездке он вел себя хуже, чем когда мы встречались: думал, что я никуда не денусь, раз я беременна. Аборт я решила сделать не столько ради себя, сколько ради ребенка, потому что человек не заслуживает жизни в токсичной среде с агрессивным отцом. Я могла бы родить ребенка для себя, но осознавала, что этот человек никуда не исчезнет и не оставит нас в покое», — делится Татьяна.
Аборты делают не только незамужние женщины, но и те, кто давно состоит в благополучном браке. У 30-летней Людмилы (фамилию женщина попросила не указывать) из Улан-Удэ двое детей. В октябре 2023 года она решила сделать аборт, потому что на момент беременности ее второму ребенку исполнилось всего 11 месяцев, и она понимала, что физически и морально не смогла бы справиться с тем, чтобы выносить еще одного ребенка», — рассказывает Людмила Forbes Woman.
По статистике к аборту чаще всего прибегают женщины в возрасте 30–39 лет (58,6%) с третьей и последующей беременностью (77,7%), говорит врач и депутат Госдумы Айрат Фаррахов. Его слова в разговоре с Forbes Woman подтверждает гинеколог Оксана Алимова. Она отмечает, что взрослые женщины чаще, чем молодые, прерывают беременность, потому что обычно у них уже есть дети, часто подросшие, которых надо учить, помогать найти свое место в жизни. «В стереотипном представлении на аборт идет женщина с «низкой социальной ответственностью», плохо относящаяся к появлению детей, из эгоизма не желающая родить ребенка. На деле чаще всего аборт делают женщины, уже имеющие детей, с высокой ценностью материнства. Конечно, не все женщины переживают аборт как травму, но для большинства это выбор меньшего из двух зол», — отмечает в разговоре с Forbes Woman проректор Института перинатальной и репродуктивной психологии Марина Чижова.