Российские компании переписывают утиную историю
В чем причина резкого роста производства утки
Утководство в промышленных масштабах начало развиваться в стране не так давно. Однако отрасль уже столкнулась и с провалом, когда с рынка выбыл один из лидеров. Последние несколько лет сектор переживает новый подъем — с 2020 года продажи утиного мяса выросли более чем в три раза. В перспективе расширение сегмента будет идти спокойнее, прибавляя по 1,5–6 % ежегодно. А вот спрос продолжит увеличиваться двузначными темпами. Утка переходит в разряд традиционных, а не сезонных продуктов для все большего числа населения.
Росстат не фиксирует объемы производства утиного мяса, но данными о состоянии этого рынка охотно делятся аналитики и сами производители. По словам партнера консалтинговой компании «НЭО» Альбины Корягиной, во всех российских хозяйствах ежегодно выпускается около 150 тыс. т утки в живом весе. Примерно 30 % этого объема приходится на промышленный (торговый) сектор. За 2022 год производство в крупных сельхозорганизациях увеличилось до 42,6 тыс. т против 35,5 тыс. т годом ранее, информирует эксперт. Охлажденной продукции из этого вида мяса российскими перерабатывающими предприятиями в прошлом году было выпущено более 8,8 тыс. т, что на 37,3 % больше по сравнению с результатом 2021-го. Лидерами данного сегмента являются Южный и Центральный федеральные округа.
Аналитики BusinesStat подтверждают, что официальная информация о производстве мяса утки в стране неполна, так как охватывает лишь сельхозпредприятия и не содержит данных об объемах КФХ и ЛПХ. В 2019 году производство мяса уток в России снизилось на 41 % по сравнению с показателем 2018-го — до 11,5 тыс. т в убойном весе, напоминает представитель аналитической компании. Сокращение объема было обусловлено уменьшением предложения вследствие ухода с рынка самого крупного игрока отрасли — «Донстар». В 2018 году на этом предприятии было зафиксировано несколько вспышек гриппа птиц. Затем стали поступать сообщения о нехватке у компании оборотных средств, что привело к прекращению деятельности и впоследствии — к банкротству.
Однако в том же 2019-м утиный бизнес начали развивать птицефабрики «Улыбино» из Новосибирской области и «Центральная» во Владимирской области. В 2020-м на рынок вышел и еще один (ныне крупнейший) производитель, лидер сегмента индейки — ГК «Дамате». Компания наладила выпуск продукции на производственной базе «Донстара», создав для этих целей компанию «Новые утиные фермы», рассказывает представитель BusinesStat. Таким образом, по оценке компании, с 2020 по 2022 год продажи мяса утки подскочили в 3,1 раза — до 35,5 тыс. т, превысив и объемы 2018-го. Дополнительный объем предложения встретил соответствующий платежеспособный спрос, в результате чего реализация этого вида мяса за названный период росла по 19,3–78,6 % ежегодно.
Факторы роста
Существует несколько причин такого стремительного подъема отрасли. Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев утверждает, что изначально российский рынок утиного мяса начал развиваться именно благодаря «Донстару». «Проекта такого масштаба в России никогда не было, до этого работали всего несколько небольших производств в Белгородской и Новосибирской областях, бол́ ьшую же часть данной продукции производили в хозяйствах населения», — акцентирует внимание он. Новый виток развития сектора объясняется не только восстановлением активов «Донстара» компанией «Дамате», но и появлением и расширением новых активов в утином секторе в Татарстане, Марий Эл, Новосибирской, Челябинской областях и на Алтае, дополняет Корягина.
Увеличение объема продаж утки в последние три года позволило насытить два основных канала реализации — розничный и HoReCa (отели, рестораны, кафе), продолжает Давлеев. Общепит в 2020 году очень сильно пострадал из-за ковида, а в 2021-м только начал восстанавливаться, напоминает он. «Именно на волне этого всплеска и увеличения предложения упакованной тушки сети начали получать на регулярной основе более или менее адекватный, однотипный, брендированный, правильно оформленный товар, — говорит эксперт. — Причем именно в 2021 году утку начали продавать в охлажденном виде, в то время как раньше ее в основном реализовывали замороженной, потому что спрос был не очень большой».
Эксперт BusinesStat подтверждает: быстрый рост продаж в 2020–2022 годах объясняется тем, что он носил восстановительный характер. Еще одна причина — это повышение популярности утиного мяса у населения. «В связи с диверсификацией предложения российскими производителями мясной продукции и определенной усталостью от курицы российский потребитель начал пробовать другие виды мяса, — рассказывает Давлеев. — Так, в это время наблюдался резкий прирост производства индейки, в эти же каналы сбыта попала и утка — как дополнительный бонус прежде всего для розничных сетей».
Постепенно утку начали брать рестораны и кафе не только азиатской кухни, куда ее раньше традиционно поставляли, но и европейской, и даже русской, утверждает эксперт. А наличие физической доступности продукта позволило сделать покупку утиного мяса для потребителей более традиционной, а не сезонной. Раньше ее больше рассматривали в качестве блюда на Новый год и другие праздники. Постоянное же присутствие охлажденного мяса на полке как в тушке, так и в частях сделало эти продажи круглогодичными.
Благодаря все большему насыщению рынка собственным производством цена реализации утки снизилась, а объемы потребления начали расти, отмечает гендиректор УК «Русское поле» (развивает утиный проект с 2019 года) Антон Романов. Однако снижение стоимости было на удивление не такое большое и длительное, как прогнозировалось, добавляет Давлеев. Так, в 2020 году тушку утки в опте продавали по 190 руб./кг, в 2022-м — по 180 руб./кг, а в 2023-м цена вновь выросла — до 220 руб./кг. Но такой подъем, впрочем, закономерен, ведь затраты на производство тоже значительно увеличились.