Квалифицированный заказчик: как получаются замечательные школьные здания
Меня зовут Елена Аралова, моя команда ED Architecture — архитекторы, инженеры, социологи и прочие умные люди — придумывает, проектирует, строит и оснащает необычные инновационные школы.
Зпоследние шесть лет мы сделали 19 выдающихся школ — как архитекторы и инженеры. Еще порядка 30 находятся на этапе проектирования или строительства. Компания работала с пятью десятками людей, которые решили вложить от 1,5 млрд до 20 млрд руб. в строительство новых школ. Из этого опыта мы вынесли несколько практических наблюдений. В каких случаях получаются инновационные, выдающиеся школьные здания? Почему иногда случается магия — и школа оказывается живой, бурлящей, настоящей,— а иногда она остается просто «дорогим зданием»?
Есть несколько условий, предшествующих появлению замечательных школьных зданий
У таких школ была сильная, амбициозная педагогическая команда, которую собирали и готовили заблаговременно.
Ярчайший пример — школа «Летово», которая по итогу 2022 года стала лучшей частной IB-школой мира. Она открыла двери 1 сентября 2018 года, но отбор управляющего персонала начался еще в 2014–2015 годах. На то, чтобы найти первых учителей для проекта, ушло несколько месяцев, а чтобы найти директора, инвестор «Летово» Вадим Мошкович инициировал многоэтапный всероссийский конкурс, в нем участвовали почти 2 тыс. учителей и директоров со всей России. После долгого поиска инвестор выбрал на эту должность эксперта, который изначально должен был оценивать соискателей. «Я встречался с кандидатами из финальной двадцатки, но так и не выбрал директора,— рассказывал господин Мошкович Forbes.— "Летово" требовался человек с редкой компетенцией — стратегическое видение плюс умение разбираться в деталях и понимание, что и как делать с нуля. А у Михаила Мокринского, работавшего в нашей отборочной комиссии,— полный набор этих качеств. Он 20 лет руководил школой №1535 и сделал ее одной из лучших в Москве, лидером многих рейтингов. И я предложил ему стать директором "Летово"».
Первые академические сотрудники «Летово» приступили к работе в 2015 году: они создавали учебные программы и проходили тренинги. Параллельно строилось здание школы-пансиона. В 2014 году прошел международный конкурс на создание концепции «Летово»: участие приняли 200 российских и зарубежных конкурсантов. Победило голландское бюро Atelier Pro. Проведение этого конкурса создало прецедент — он стал первым международным конкурсом на проектирование современной школы в России. По сути, у заказчиков образовательных проектов появился эталон школьной архитектуры.
Лидер проекта хорошо подготовился к работе: лично осмотрел все прогрессивные школьные здания, обсудил плюсы и минусы с людьми, их эксплуатирующими, хорошо осведомлен и компетентен. Команда школы была включена в процесс ее проектирования.
Идея о том, что школьная среда может быть не просто красивой, но и функциональной, поддерживающей образовательный процесс, для России довольно нова. Одна из первых школьных команд, которая непосредственно участвовала в создании своей школы,— педагоги Инженерного корпуса 548-й школы Москвы (открылся в 2017 году).
Основной инвестор школы предприниматель Павел Грудинин рассказывал, что он с будущими учителями Инженерного корпуса до его строительства посетил несколько школ в Финляндии, Англии, Армении, Казахстане и Дании. «А там — стекло, дерево, бетон. В спортзалах шумоизоляция: мяч в стену прилетел, а гула, как в наших старых школах, нет,— говорил господин Грудинин.— Мы сказали: хотим так же».
Руководитель Инженерного корпуса школы №548 Надежда Гарниш была включена в проектирование здания с самого начала и хорошо представляет не только академический процесс, но и, например, устройство школьных туалетов. «Туалеты мы рисовали вместе с инженерами: обсуждали все, вплоть до разуклонки пола,— рассказывала госпожа Гарниш.— Нам важно было обеспечить, чтобы туалеты были легко обслуживаемы в течение дня, чтобы их можно было легко мыть, но не тряпочкой, а основательно, поливая все водой. Мы были в школах Финляндии или Англии — туалеты там не пахнут. Почему? Понятно, потому что они закрываются, в них все, как дома: конфиденциально, чисто, удобно».