5 необычных случаев из практики Зигмунда Фрейда
Каждый мало-мальски образованный человек привык считать, что старина Зигмунд целыми днями общался со всякими несчастными психами. В каком-то смысле так оно и было.
Маленький Ганс
Пациенту, которого Фрейд называл маленьким Гансом, было всего пять лет. Отец привел его на консультацию к Фрейду, потому что мальчик боялся лошадей. Семья Ганса жила неподалеку от гостиницы, и он с самого детства постоянно видел дилижансы и повозки. Однажды он стал свидетелем несчастного случая, в результате которого лошадь погибла на его глазах. «Совпадение? Не думаем!», — скажешь ты, но не старина Фрейд. Впрочем, он был Фрейд, а ты — нет. Отец психоанализа свел страхи Ганса к эдиповому комплексу, выставив той самой лошадью, которой Ганс боялся на самом деле, его отца.
Суди сам: лошадям надевали шоры, а отец носит очки, на мордах лошадей черная сбруя, а у отца — усы! Какие еще нужны доказательства? (Сейчас Фрейд мог бы вести рейтинговую аналитическую программу на российском ТВ, так что остается порадоваться, что он не дожил до наших дней!).
Итак, Фрейд свел страхи Ганса к тайному вожделению собственной матери и желанию убить главного соперника — отца. Как ни странно, на психическом здоровье Ганса это никак не отразилось, несмотря на то, что он был пациентом Фрейда до 19 лет. Позже Ганс признавался, что просто не помнит то, о чем говорил с ним гениальный психиатр.
Человек-крыса
Зигмунду Фрейду очень повезло заполучить такого пациента, как Эрнст Ланцер. Пациент страдал от навязчивых состояний, и Фрейд мог вволю тренировать на нем свои психоаналитические теории. Эрнста мучили параноидальные страхи, большинство из которых так или иначе были связаны с крысами.
Эрнст Ланцер забыл покой, с тех пор как однажды услышал о пытке с применением крыс (мы не уверены, стоит ли рассказывать тебе подробности, вдруг у тебя тоже живое воображение, а доктор Фрейд уже не сможет тебе помочь). Пытка состояла в том, что узника голышом сажали на ведро с живыми крысами, и животным ничего не оставалось, как пробираться на волю через задний проход несчастного. Приводило ли это к психологическим травмам среди грызунов, доподлинно неизвестно, хотя могло бы послужить хорошим материалом для диссертации. Не спеши в магазин за ведром с крысами: опыты на животных сейчас не поощряются, даже если ты готов пожертвовать собой ради науки!