Алексей Щербаков: «Я злой, хороший, неприятный человек»
Четыре года назад Алексей Щербаков работал монтажником в Московском метрополитене. Сегодня он — один из самых популярных комиков в России, чьи концерты проходят с аншлагом и солдаутом, а интервью у Дудя набирает 16 миллионов просмотров, а также один из ведущих суперуспешного YouTube-шоу «Что было дальше?». В своих шутках он как будто бы отрабатывает все стереотипы о русских мужчинах сразу, при этом его коллеги в один голос утверждают, что у Щербакова нет никакого сценического образа, а секрет его юмора — в искренности. Мы встретились с Алексеем и поговорили о том, изменили ли его деньги, о феминизме и успехе.
Я смотрела твой канал, когда готовилась к интервью. Мне очень понравились рекламные интеграции — например, в ролике, где ты разыгрываешь чувака, который хотел продать тебе какие-то билеты из kassir.ru. Там в конце у тебя заглушка, мол, здесь у меня еще реклама — машина и куртка: «Если вы завидуете, это не мое, а если завидуете — мое!» Это правда реклама?
Это точно не реклама, потому что у меня пока что только одна реклама была за все время — интеграция «Мегафона». Перед тем как выложить видеоблог, я гуглю какие-то товары типа мужская туалетная вода — и везде, где есть серьезные брутальные мужчины, я вставляю свое лицо. Желательно побогаче. В рекламе Bvlgari, например, женщина сидела — я вместо нее тоже свое лицо вставил.
Ты читаешь комментарии?
Поначалу читал.
Если тебе пишут хейтеры, как реагируешь?
Когда чуть ли не родителей и детей оскорбляют (такое тоже бывает, и нередко), блокирую сразу, а так абсолютно плевать. Уже привык. Меня ровно 50 % любят, 50 % ненавидят. Что в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в комментариях, что в ютьюбе, что под выпусками «ВКонтакте», когда там стендапы выкладывали.
Ты помнишь момент, когда понял, что становишься популярным?
Не знаю. Я записал три монолога, когда появился в «Стендапе» на ТНТ. Тогда была борьба за рубрику «Открытый микрофон», борьба за место в составе. В следующем сезоне я снял пять монологов, потом еще раз пять. Тогда уже начали писать в комментариях: «Почему его не берете? Он классный парень, берите, скорее берите!»
Ты рассказывал в интервью Дудю, что когда ты пришел на свой последний кастинг на ТНТ, тебе сказали: «Лёш, сейчас последний раз, проходишь — проходишь, нет — нет». Что у тебя в жизни тогда происходило?
Я работал в метро монтажником по ночам, а днем на стройке. Но не могу сказать, что столкнулся с какими-то трудностями, я не проходил через огонь, воду и медные трубы. Вообще не понимаю, как я прошел кастинг. Мне сказали: «Приходи на «Открытый микрофон». Я пришел, полгода проходит — и я снимаюсь в «Стендапе» на ТНТ. Всё. Первые свои деньги получаю и еду с семьей в Египет. Возвращаюсь осенью. Они говорят: «Ты еще будешь у нас сниматься?» Я говорю: «С удовольствием!» Снял монолог, потом еще пять. Меня приняли в основной состав.
Тебя жена поддерживала в этом? Не все относятся положительно к творческим профессиям.
Она видела положительные примеры — например, когда я в «Баттле» выступал, естественно, ей прикольно было. Советовала что-то. А по поводу двух работ — как тут не поддерживать? Поддерживаешь, потому что деньги нужны. Она сидит с ребенком, я работаю. Не помню, чтобы она хоть когда-то была против. Мне кажется, это даже больше меня парило: я сажусь на электричку (Алексей с семьей живет в Зеленограде. — Esquire), еду в Москву шутки шутить, а она дома с детьми сидит. В 23:40 мне надо уже было на смене в метро быть, из метро меня на машине ребята домой подвозили, утром просыпаюсь и еду на стройку.
Ты ей рассказываешь шутки прежде, чем их пошутить?
Нет, не рассказываю, но ей смешно все, что она слышит от меня. На некоторые вещи может сказать, что это грубо.
А на то, что ты про нее говоришь, как она?
Абсолютно нормально реагирует. Было максимум пара перегибов, наверное.
Когда ты понял, что можешь уйти из метро и со стройки, потому что стендап-комедия тебя обеспечивает?
Стройка, во-первых, просто закончилась, во-вторых, там деньги перестали платить — какие-то идиоты подрядчики были, подонки. Наверное, месяца три я выступал в «Открытом микрофоне» каждый вторник. Потом открылся «Стендап Клуб № 1», говорят: «У нас все будут выступать». Я говорю: «Я тоже буду?» Мне: «Ну да». Начались какие-то концертики, по 5–10 тысяч платили. За неделю можно было два-три раза выступить. Тогда и понял, что стройка, которая и так уже на ладан дышит, точно не нужна — хотя бы спать буду. А из метро я не уходил до последнего, ушел, когда меня уже приняли в основной состав «Стендапа» на ТНТ.
Серьезно?
Да. Я недавно в сторис выложил: четыре года назад в этот день я в метро работал на станции, хотя я уже шестой год в стендапе. Мне нравилось в метро. Там мои кореша, у нас была команда — один взрослый мужик (наш товарищ) и три пацана. Мы садились в его «рено логан» и ездили каждый день на новую станцию, трещали обо всем. Но в метро тоже начался нагляк: разворовали деньги в организации, она начала задыхаться, стали задерживать зарплату. Мне так и не выдали последние зарплаты две, наверное, и жена уже говорила, что с деньгами все в порядке, а я на ночь зачем-то уезжаю, с утра сплю. Но мне тяжело это решение далось, потому что шесть лет там проработал, это уже семья была.
Вы общаетесь сейчас?
Да.
У тебя вообще поменялся круг общения, когда ты стал популярным?
Нет, абсолютно все то же самое. На сто процентов.
Скорее всего, у тебя в жизни появились люди, которые хотят с тобой общаться, потому что ты популярный, потому что ты Леша Щербаков.