Чем дальше в лес
В поисках самого экологичного материала для частных и общественных зданий архитекторы все чаще возвращаются к корням — новые актуальные проекты строятся из дерева.
В 1935 году Фрэнк Ллойд Райт закончил строительство “Дома над водопадом” — не первого, но самого известного своего проекта в стиле органической архитектуры, направления, которое он сам же и придумал. Райт не просто вписал здание в окружающий ландшафт — природа в этом проекте зримо входит в дом: использованные при строительстве камни добыты на соседней каменоломне, камин сложен из местных валунов, а скала, на которой стоит здание, выступает над полом гостиной. Идея Райта о единстве природы и архитектуры популярна до сих пор. Достаточно вспомнить недавний проект бюро Юргена Майера при участии Александра Эрмана — подмосковную виллу NN, которая растекается по участку многоуровневыми зелеными крышами, почти сливаясь с ландшафтом. Еще недавно это здание можно было бы привести как образец экологичной архитектуры. Однако с тех пор, как на повестке дня возникло понятие устойчивого развития, просто быть ближе к природе уже недостаточно. Появились новые критерии, по которым и подмосковная вилла, и “Дом над водопадом” далеко не безупречны. У них есть одна общая проблема — бетон.
Строительная отрасль и уже существующая на нашей планете застройка обеспечивают сорок процентов выбросов парниковых газов. Часть образуется в процессе эксплуатации — при отоплении, освещении и так далее. Поэтому так много разговоров об энергоэффективности. Высший пилотаж — переоборудовать в соответствии со стандартами энергосбережения уже существующий, построенный “в старые времена” дом, как это проделало бюро Snøhetta с особняком 1940‑х годов. Здание, получившее название HouseZero, служит офисом и одновременно опытной площадкой для Гарвардского центра зеленых зданий и городов. Здесь не используют электроосвещение в течение светового дня и почти не тратят энергию на обогрев и охлаждение, вентиляция — только естественная. Изнутри HouseZero буквально обвешан датчиками, которые ежеминутно снимают показания и адаптируют дом к текущим условиям, например, автоматически открывают окна для проветривания. Впрочем, нулевое энергопотребление, заложенное в названии этого проекта, — это программа-минимум. В портфолио Snøhetta есть также первое в мире здание, которое вырабатывает вдвое больше энергии, чем потребляет: Powerhouse Brattørkaia, буквально электростанция Братторкайя. Типологически это офисная “стекляшка” общей площадью 18 000 м², но значительная часть ее фасада