Карина Андоленко: "Главное не терять самоиронии, потому что многие проблемы от излишней серьезности"
В прошлом году у меня произошел переломный момент. Перестало что-либо вдохновлять вообще. Сказались накопившиеся за несколько лет усталость и переутомление. Впервые я позволила себе приостановиться и задать вопросы: а куда так мчусь? Действительно ли я этого хочу? От чего бегу? И началось знакомство с самой собой - с Кариной, на которую не хватало времени.
— Какие новости, Карина? Обычно событий так много, что давайте оценим хотя бы последний год.
— Произошло немало разного. Например вышла картина «Отчим» Сергея Гинзбурга, премьеру этого фильма мы всей съемочной группой ждали с большим трепетом. Снимали в чудесной атмосфере любви и дружбы, работать с Сережей одно удовольствие, он большой мастер и очень подробно объясняет все артистам. Пока не будет доволен дублем на сто процентов, не отстанет, а это в современной гонке киноиндустрии дорогого стоит. И партнеры были чудесные! С Антоном Хабаровым мы служим в одном театре и играем почти все спектакли вместе, с Артемом Быстровым учились на одном курсе, с Ксюшей Тепловой — в одном институте. Нам не пришлось выстраивать отношения, а это всегда чувствуется в кадре!
Еще было огромным счастьем поработать с Василием Ивановичем Бочкаревым, он невероятно живой артист и удивительный человек — добрый, открытый. Между дублями мы бегали за ним и мучили вопросами, как снимали кино раньше. Могу рассказывать об этой картине часами, поскольку считаю ее своей актерской удачей и очень рада, что она вызвала живой отклик и интерес у зрителей. Ведь самая большая актерская радость, когда твоя работа попадает в сердца.
Еще удалось поработать с режиссером Александром Анатольевичем Прошкиным. Рабочее название картины «Сарматы». Это история о двух сестрах, современных девчонках, которым приходится стать сарматками — современными амазонками, взять в руки луки со стрелами и отстаивать право на свою землю, отвоевывать то, что хотят отнять мужчины.
— И обратно в матриархат. Чем вас лично зацепила история?
— Я много лет мечтала сняться у Александра Анатольевича. Когда-то в его картине «Искупление» сыграла небольшую роль, и хотелось поработать с ним еще. Зацепила и сама история, и героиня Анна. У нее достаточно сложный характер, она закрытый человек, не позволяющий себе никаких эмоций. В отличие от младшей сестры трудно принимает перемены в жизни и чужое мнение.
Она привыкла все контролировать, наверное, это давало ей ощущение безопасности, ведь Анне пришлось рано повзрослеть — в двенадцать лет она осталась с младшей сестрой на руках и отцом-алкоголиком... Для меня эта история в первую очередь о взрослении. О том, что иногда чтобы обрести, нужно отпустить и не сопротивляться. О том, что из-за категоричности мы, бывает, становимся разрушителями, а думаем, что боремся за правду...
Я поняла, что трагедия многих современных женщин в том, что мы выстраиваем жизнь через борьбу, гонку, равняясь на мужчин. Карьера, отношения в социуме, когда порой нет времени и возможности проявить уязвимость и слабость. Но всегда ли это хорошо?
— И какой вывод сделали?
— Я в принципе против категоричных выводов и правил. Все в нашей жизни каждую секунду течет и меняется, и те правила, которые работали еще вчера, сегодня не подходят. Природа человека сложнее, чем кажется. Не стоит навешивать ярлыки на людей и оценивать их. Я учусь принимать окружающих такими, какие они есть, с уважением относиться к другой точке зрения.
Каждый из нас борется со своими внутренними ветряными мельницами, и в каждом есть и положительные, и отрицательные качества, у каждого свой путь и предназначение. Главное не терять самоиронии, потому что многие проблемы от излишней серьезности. Если относиться к ним с юмором, снимается важность, любая проблема решается быстрее и легче.
У своих героинь я многому учусь. Роли — это подсказки, возможность лучше узнать саму себя, проработать в себе новые качества, обнаружить то, что пряталось внутри. Пока снималась в «Сарматах», многое в собственной жизни пересмотрела и обратила внимание на то, когда и где была слишком категорична, требовательна, пыталась навязать свою точку зрения и воспринимала хорошее отношение к себе как данность.
Ведь по большому счету никто никому ничего не должен, люди не обязаны нас любить! И если они выбирают нас, остаются с нами, прощают — это и есть чудо. Когда приходит это осознание, жить становится легче — отпадает необходимость обижаться, бороться. Уверена, что мир станет лучше, если каждый заглянет внутрь самого себя и простит себя. Тогда и других прощать не придется, даже если вас предали.
Я, к примеру, всегда сначала стараюсь откровенно поговорить, понять, почему человек совершил нехороший поступок, услышать его точку зрения, найти причину, чтобы сохранить отношения. Но если история повторяется, меня снова ранят, мы прощаемся.
— А сразу, без «ста одного китайского предупреждения» нельзя эту самую точку поставить, чтобы избежать дополнительной боли?
— «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Я из тех, кто дважды готов подставить другую щеку. Потому что считаю, что каждый из нас способен совершить ошибку и каждый имеет право быть услышанным, если он действительно этого хочет и раскаялся в содеянном.
— Современные амазонки зашли совсем далеко. Женщины пишут петиции с требованием наравне с отчествами давать детям матчества. Вы сами хотели бы, чтобы ваш будущий ребенок был Кариновичем?
— Романтику, живущему в моей душе, хочется традиционного разделения мира на мужское и женское. Чтобы можно было спрятаться за сильной спиной, повитать в облаках, занимаясь искусством, и вдохновлять мужчину на подвиги. Но статистика иная. Матчества вполне могут прижиться, хотя мне этого не хотелось бы.
— Карина, фильмография актрисы Андоленко поражает. В 2008-м, всего двенадцать лет назад, вы дебютировали в кино, а сегодня у вас уже полсотни ролей и все главные! В чем секрет?