Напрасные клятвы: почему новая сделка ОПЕК+ не сбалансирует рынок
Планы по сокращению добычи, заявленные картелем и примкнувшими к нему странами, беспрецедентны, но даже их будет недостаточно, чтобы стабилизировать рынок, спрос на котором упал почти на 30%, считает экономический обозреватель Кирилл Родионов.
Падение цен на нефть, начавшееся в феврале на фоне эпидемии коронавируса и ускорившееся после провала мартовских переговоров о продлении соглашений ОПЕК+, породило ожидания новой сделки, которая бы позволила хотя бы на время поддержать котировки. Результатом этих ожиданий стало возвращение участников сделки к переговорам, в итоге которых договорились сократить добычу на 10 млн баррелей в сутки (б/с) — в разы сильнее, нежели в ходе декабрьского раунда соглашений (1,7 млн б/с в сравнении с октябрем 2018 года). Однако даже такие сверхусилия сегодня вряд ли приведут к балансировке рынка.
Спрос сильнее картеля
Ключевая причина — невиданное, по меркам мирного времени, торможение глобального нефтяного спроса, на фоне которого меркнут самые амбициозные планы по сокращению добычи. В наступившем втором квартале, согласно апрельскому прогнозу Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), глобальное потребление снизится чуть более чем на 13 млн баррелей в сутки (б/с) в сравнении с четвертым кварталом прошлого года (88 млн против 101,3 млн б/с). Еще более консервативную оценку приводит Rystad Energy, по прогнозу которой в апреле падение спроса составит 27 млн б/с, а в мае и июне — 20 млн и 15 млн б/с, соответственно.
В связи с этим участникам сделки придется «выводить» с рынка как минимум 15 млн б/с, чего не происходило даже в период с 1979-го по 1985 год, когда на фоне революции в Иране и усилий Саудовской Аравии по поддержанию цен ОПЕК снизил добычу чуть более чем на 14 млн б/с (с 30,3 млн до 16 млн б/с, согласно данным BP).