Обстоятельства женского образа действия
Алиса Таежная о новой «Эмме» и старых проблемах эмансипации
Новая экранизация «Эммы» Джейн Остен, еще до всякого нового карантинного мира заявленная как одна из главных кинопремьер года, теперь вышла сразу на нескольких главных онлайн-платформах. Режиссерский дебют фотографа и постановщицы музыкальных клипов Отем де Уайлд вписывается в новую традицию уважительных экранизаций классической женской литературы, не насилующих первоисточник попытками превратить его в феминистское высказывание XXI века: критика социальных ограничений прошлого не мешает им с деликатностью относиться к героиням и героям, их образу жизни и поступкам, этими ограничениями обусловленными.
«Мало кто мог расстроить Эмму до 21 года» — богатую, красивую, не нуждавшуюся в замужестве молодую англичанку на выданье, чья независимость и в определенной степени нахрап вызваны тем, что ей ни от кого и ничего не было нужно. Эмма Вудхаус — любимая дочка приятного, обеспеченного и суетливого отца, с собственным поместьем и идеальным сочетанием нового платья со шляпкой на любой загородный случай — пример максимального женского освобождения, которое можно было представить в начале XIX века. Свободное время с уроками танцев и прогулками по собственной земле, высокопарный светский язык, уважительное подобострастие среди гостей и знакомых — причина ее прямой осанки и самоуверенной манеры, которыми кареглазая блондинка славится на маленьком, принадлежащем ей кусочке Британии.
Кудрявой и кукольной Эмме (Аня Тейлор-Джой) со сверлящими глазами-дротиками в фильме Отем де Уайлд, как и в оригинальном романе Джейн Остен, больше всего нравится знакомить, сводить и женить попадающих в ее зону влияния колеблющихся молодых людей — часто более простых по происхождению или знатных, но растерявшихся девушек и парней на выданье. Все незанятые знакомые юного возраста, согласно правилам британского общества, в короткие сроки должны занять пустое место необходимого партнера, но вместо этого показательно читают книги в гостиных, жалуются на сквозняки и тратят тающие дни на церемониальные обеды. Эмме Вудхаус нет необходимости пускаться в эти игры для себя, и она пускается в них для других, потому что поблизости ровным счетом ничего не происходит. Литературные страсти в книжках не идут ни в какое сравнение с приглашениями на танец, повисшими в воздухе предложениями руки и сердца и смятением людей из плоти и крови по поводу неопределенного будущего. Эмма Вудхаус — своеобразная социальная сеть для тех, кто запутался в собственных поступках: передает, знакомит, объединяет, разобщает — в общем, рекомендует людей друг другу эффективнее любого сервиса знакомств.