Польские самоходы

В довоенной Польше внедорожники разрабатывались исключительно для армии

4x4 ClubАвто

Польские самоходы

Георгий Варфоломеев

В довоенной Польше, впрочем, как и в остальных европейских государствах, внедорожники разрабатывались исключительно для армии. Это неудивительно, если учесть, что обстановка в мире всё больше накалялась, а спрос на дорогие и сложные машины с колёсной формулой 4х4 на гражданском рынке был минимальным. Если вообще был. Впрочем, к началу Второй мировой войны поляки всё равно так и не успели организовать хоть какое-то массовое производство. А потому все полноприводные автомобили (по-польски – самоходы) или остались на стадии концептов, или были выпущены в количестве меньше двух десятков.

Разработкой и производством армейских вездеходов в Польше занимался холдинг Panstwowe Zaklady Inzynierii (Национальное инженерное предприятие), сокращенно PZInz (читается как «ПЗ-Инж»). Он был создан в 1928 году и включал в себя несколько заводов, которые производили самую разную технику: от мотоциклов до тракторов и танков. Автомобили выпускались по лицензии FIAT, причём в сравнительно небольших количествах. До рокового сентября 1939-го с конвейеров PZInz сошло всего десять тысяч как гражданских, так и военных самоходов. При этом, как и в других европейских государствах, польская армия принимала на вооружение особые модификации заднеприводных машин, в те годы считавшихся вполне себе внедорожниками. Например, артиллерийский тягач С4Р, он же WZ.34, созданный на базе грузовика FIAT 621 грузоподъёмностью в 2,5 тонны, у которого задние колёса заменили на резиновые гусеницы по образцу французского Citroёn Kegresse. Такой «полугусь» мог буксировать пушку весом до 2,4 тонны. Его бензиновый 2.5-литровый мотор мощностью 46 л.с. разгонял тягач до 35 км/ч. При этом расход топлива по-настоящему впечатлял – 60 л на 100 км!

Тягач PZInż.342 (1939 год)

Хотя по тем временам это был не предел. Всего с 1935 года построили около 400 таких машин. Кроме неё существовала и более лёгкая версия – C2P. А ещё на вооружении поляков был лёгкий почти вездеход Polski FIAT 508/518 (он же PZInz.302). Повышенная проходимость в нём достигалась за счёт понижающей передачи, блокировки дифференциала и низкой установки вращающихся запасных колёс по бортам, что помогало не сесть на брюхо. К тому же некоторые модификации комплектовались лебёдками. Двигатель PZInz.357 при рабочем объёме в 2.0 литра развивал мощность 45 л.с., а максимальная скорость составляла 65 км/ч.

Серьёзное перевооружение армии планировалось в 1939–1940 годах, и для этого готовилась целая линейка новой техники. Она включала в себя, во-первых, новый легковой вездеход PZInz.303 (с тем же мотором PZInz.357), который создал коллектив конструкторов во главе с Ежи Вернером с оглядкой на внедорожник MercedesBenz G5. Польский автомобиль оснащался полным приводом с понижающей передачей в раздаточной коробке, блокируемыми межколёсными дифференциалами и даже всеми управляемыми колёсами, благодаря чему радиус разворота составлял 3,3 метра. КПП – четырёхскоростная, а подвеска – независимая рычажно-пружинная. Запаски по бортам вращались как у модели 302, а если это не помогало, выручала лебёдка. Дорожный просвет – 250 мм. Весил новый самоход 2 тонны и развивал скорость до 60 км/ч. В армию предполагалось поставить 90 экземпляров в 1939 году и ещё несколько сотен в следующем. Но вы знаете, что произошло осенью 1939-го, и до эвакуации части заводов PZInz в Пинск успели построить только 10 штук разных модификаций.

«Папамобиль» на шасси Star 660M2

Во-вторых, были подготовлены два универсальных полугусеничных тягача-транспортёра со стальными гусеницами. Один из них – PZInz.222 – мог тянуть прицеп до 1 150 кг. Мотор был всё тот же PZInz.357, клиренс – 280 мм, а скорость – 45 км/ч по шоссе. Увы, до начала боевых действий выпустили только 12 экземпляров. Ещё большей редкостью стала его более тяжёлая версия PZInz.202 (тянула до 5 тонн) с лицензионным дизелем швейцарской фирмы Saurer (5.32 л, 65 л.с., 50 км/ч).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Человек с винтом. Как Игорь Сикорский вертолет изобретал Человек с винтом. Как Игорь Сикорский вертолет изобретал

Игорь Сикорский — отец вертолета и других отличных летающих штук

Maxim
Новый Volkswagen Touareg. Немного суррогатный, но крайне успешный Новый Volkswagen Touareg. Немного суррогатный, но крайне успешный

VW Touareg третьего поколения – это комфорт, управляемость и безопасность

4x4 Club
В стране оленьей В стране оленьей

Финская Лапландия – сказочный, волшебный край

Psychologies
Haval F7x. Безжалостный пожиратель УАЗов Haval F7x. Безжалостный пожиратель УАЗов

У китайских производителей на нашем рынке количество проданных машин все растёт

4x4 Club
C широко открытыми глазами: почему мы больше не верим фильмам о любви C широко открытыми глазами: почему мы больше не верим фильмам о любви

Кинокритик разбирается с тем, почему мы перестали верить в любовь на экране

Forbes
GAC GS8. За всё ответит Баста GAC GS8. За всё ответит Баста

Новый внедорожник от китайской госкомпании GAC пока вызывает больше восторгов

4x4 Club
Взятки, ВИЧ и «дорогие белые»: как россиянин строит бизнес в Африке Взятки, ВИЧ и «дорогие белые»: как россиянин строит бизнес в Африке

Как россиянин развивает микрофинансовую организацию в Кении

Forbes
Chery Tiggo 4. Вишенка, торт и немного дёгтя Chery Tiggo 4. Вишенка, торт и немного дёгтя

Надо сказать, Tiggo 4 очень красив в статике

4x4 Club
Ветерки Ветерки

«Панельки» расцветают

Собака.ru
Владимир Познер о Боге, Москве и автомобилях. Большое интервью Владимир Познер о Боге, Москве и автомобилях. Большое интервью

Интервью с Владимиром Познером

4x4 Club
Почему мы зря считали Капитан Марвел самым сильным Мстителем Почему мы зря считали Капитан Марвел самым сильным Мстителем

Дэнверс, мы все равно тебя любим.

Playboy
Вояж-кроссовер Skoda Kodiaq. С кофеваркой и электровелосипедом Вояж-кроссовер Skoda Kodiaq. С кофеваркой и электровелосипедом

Наличие у Skoda Kodiaq экспедиционной комплектации стало полной неожиданностью

4x4 Club
Нос к носу с медведем: необычное фото Нос к носу с медведем: необычное фото

Однажды зверь, которому мы должны были поменять электронный ошейник, проснулся

National Geographic
Жирафы Жирафы

Грациозных гигантов все сильнее притесняют в Африке

National Geographic
Из Москвы в Петербург Из Москвы в Петербург

Эта квартира для командировок — отличная альтернатива комфортабельному отелю

SALON-Interior
Уставшие банкиры: почему многие банки оказались перед сложным выбором — или отказ от работы, или сдача лицензии? Уставшие банкиры: почему многие банки оказались перед сложным выбором — или отказ от работы, или сдача лицензии?

Российские банки в этом году продемонстрируют минимальный рост

Forbes
Чем пахнет в доме Чем пахнет в доме

От запахов в твоем жилище зависит, каким будет настроение домочадцев

Лиза
Как розовый костюм укрепил свои позиции в мужской моде Как розовый костюм укрепил свои позиции в мужской моде

Звёзды носят розовые костюмы и выглядят в них изумительно

GQ
Как выходец с Украины запустил в США приложение для похудения, выручка которого выросла за год в четыре раза Как выходец с Украины запустил в США приложение для похудения, выручка которого выросла за год в четыре раза

Как Артем Петаков разработал приложение для здорового образа жизни Noom

Forbes
Куда докатился этот мир: самые яркие события в автомобильном мире за десять лет Куда докатился этот мир: самые яркие события в автомобильном мире за десять лет

Чем запомнилось ушедшее десятилетие в автомобильном мире

Forbes
Советские и российские крылатые ракеты: история Советские и российские крылатые ракеты: история

Отсчет истории советских крылатых ракет можно вести с сентября 1944 года

Популярная механика
Пишите письма Пишите письма

Лирический отчет о безопасном сексе адвоката Добровинского

Tatler
«Трупный сигнал» возвещает наступление эры человека «Трупный сигнал» возвещает наступление эры человека

Колоссальные залежи трупов скота и самих людей - это маркер геологической эпохи

Популярная механика
Как правильно пользоваться кредитной картой без процентов Как правильно пользоваться кредитной картой без процентов

Научиться не переплачивать и разумно тратить деньги можно

Cosmopolitan
5 главных вещей, которые работодатели скрывают от соискателей 5 главных вещей, которые работодатели скрывают от соискателей

Поверь, не только ищущие работу врут о себе в резюме

Playboy
Больше не наливать! Реальные и смешные истории про девушек и алкоголь Больше не наливать! Реальные и смешные истории про девушек и алкоголь

Иногда алкоголь становится почвой для смешных историй

Cosmopolitan
Главные открытия в космосе за 10 лет Главные открытия в космосе за 10 лет

2010-е стали временем огромных успехов в изучении и освоении космоса

Esquire
Как книги помогают укрепить связь с ребенком Как книги помогают укрепить связь с ребенком

Чтение — способ проложить мостик от ребенка к родителю

Psychologies
Долго и счастливо. Как ЭКО перевернуло нашу жизнь Долго и счастливо. Как ЭКО перевернуло нашу жизнь

Благодаря исследованиям ученого Роберта Эдвардса родилось более 4 млн детей

Forbes
Открыть в приложении