Мама-монархия: почему из женщин получаются лучшие правители
Многие могущественные государства достигли своего расцвета именно под женским управлением. Прочти эту статью, и ты не только расширишь кругозор, но и сможешь использовать полученные знания в личных целях.
На различных тронах, престолах и царских подушечках за всю историю человечества женщин восседало примерно в пятьдесят раз меньше, чем мужчин. Были даже страны, в которых женщинам категорически запрещалось быть главным лицом в государстве. Такое случалось и в самых цивилизованных регионах — взять, например, Францию с ее знаменитым лозунгом «Лилии не прядут»*.
Государственным символом Франции были лилии. Когда в XIV веке после смерти целого выводка принцев законной наследницей престола оказалась принцесса Изабелла, выданная к тому времени за короля Англии, французы, вовсе не жаждавшие стать подданными англичанина, быстро ликвидировали права Изабеллы на трон, провозгласив, что во Франции женщины не могут наследовать власть. И даже придумали слоган, утащенный из Библии: «...лилии… не трудятся, не прядут»( Мф. 6:28). Типа, пряжа — женское занятие, французские лилии такой ерундой не занимаются
Поэтому невероятным кажется тот факт, что самые могущественные государства и самые яркие «золотые века» возникли как раз под женским управлением. Нет-нет, конечно, не все. Китайцы, скажем, или римляне без явного женского вмешательства обошлись. Но другие великие империи сплошь и рядом были чисто дамским рукоделием.
- Изабелла Кастильская — возникновение и становление Испанской империи, подчинившей себе два континента.
- Елизавета Английская — начало Британской империи.
- Императрица Виктория — создательница империи, «над которой никогда не заходит солнце».
- Мария Терезия — фактическая основательница Австро-Венгрии.
- Екатерина Вторая — кроме нее прозвания «Великий» в России удостоился лишь Петр Первый.
Можно еще вспомнить императрицу Феодору, царицу Тамару, царицу Хатшепсут — все правители ярчайшие, выдающиеся, давшие имена свои эпохам. Историки, задумывавшиеся над этим феноменом, чаще всего объясняли его тем, что поскольку женщины на престолах в целом не очень одобряются, то добиться власти и удержать ее могли только очень-очень крутые дамы.
С большим количеством зубов и когтей на всех частях тела. В конце концов, даже у животных нередко на место вожака стаи вместо альфа-самца взбирается очень крупная и злобная самка. Бывают несуразности, что поделать…
Но с развитием такой странной науки, как психоистория, взгляд на проблему несколько поменялся. Сейчас под натиском статистики и исследований приходится признать, что именно из женщин получаются самые лучшие правители.
Нет, добраться до власти женщинам куда тяжелее, чем мужчинам, они в среднем хуже приспособлены к жесткой конкуренции. Поэтому женщин по-прежнему мало среди руководителей корпораций и крупных чиновников даже в тех странах, где им предоставляют разнообразные преференции на этот счет. Но, оказавшись все же волей случая прислоненной в нужном месте к теплой стенке, она поднимается в полный рост.
Как только функции вождя становятся чуть разнообразнее, чем умение метко лупасить по башке дубиной любого несогласного, женщины начинают набирать бонусные очки. Потому что в этом деле у них есть над мужчинами чисто биологические преимущества — ряд особенностей психики и ментальности, благодаря которым им чуть легче тащить на себе бремя власти.
Зная и понимая эти особенности, можно научиться лучше понимать женщин вообще. Не только цариц, но и твою любимую пастушку.
Преимущество № 1
Женщина не вытаптывает вокруг себя сильных
Глубокая тайная боль, которую ты испытываешь, глядя, как кто-то другой, а не ты, поднимает полутонную штангу, забивает трехочковый и творит волшебство с «фендер-стратокастером», — вот этот глухой ревнивый перебой в сердце совершенно непонятен дамам. Они не страдают от чужого совершенства. Точнее, страдают, но только в одном аспекте: им слегка горестно глядеть на более красивых девушек. Потому что эволюционно женщины лишь вяленько конкурировали друг с другом за привязанность мужчин, но при этом им не приходилось реально сражаться за право спаривания.
Жестокая правда звучит так: если женщина хочет размножаться, она непременно размножится. А вот мужчине еще придется доказать, что его гены заслужили лучшую участь, чем эволюционная помойка. Да-да, теоретически всего одного самца достаточно, чтобы полностью заселить планету, увы. В результате мы всю жизнь из кожи вон лезем, чтобы быть тем единственным самцом. Или хотя бы казаться. И проклятие любого сильного лидера-мужчины в том, что, как бы он ни был образован и разумен, каким бы сказочно здравым смыслом ни обладал, он практически неизбежно будет окружать себя теми, кто слабее и послушнее.
А народные любимцы, отважные герои, блестящие умы и прочие конкуренты будут потихонечку сплавляться им в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, потому что в их присутствии ему тяжелее ощущать собственное спорное величие.
Женщине же естественнее поступать строго наоборот. Если нет реальной угрозы ее власти, она будет окружать себя самыми сильными и яркими личностями. Ведь чем мощнее группировка защитников и советчиков вокруг нее, тем комфортнее ей будет. (Правда, фрейлины и статс-дамы в свите, возможно, будут чуть более носаты и косолапы, чем можно было бы ожидать, но в геополитике это фактор несущественный.)