Манифест экомодерниста Покраса Лампаса и пять локальных апсайкл-проектов

Собака.ruМода

Что такое апсайкл

Плавить пластик на скейтборды, шить рюкзаки из покрышек и платья из советских тканей — это апсайкл по-петербургски! От манифеста экомодерниста Покраса Лампаса переходим к наглядным примерам и рассказываем о пяти локальных проектах, что не ждут идеальных условии для устойчивого развития, а вершат их сами.

Текст: Рита Шмакова

Захар Кутьин, Марианна Устюгова, Василий Фролов (99 recycle). Экспонаты выставки «Мечты: публичное и частное». Куратор: Марина Альвитр Ирина Дрозд. «Кальмар». 2019. Синтетическая керамика, металл. 32х32 см Ирина Дрозд. «Вылупление». 2019. Синтетическая керамика. 30х15х6 см. Из коллекции Сергея Лимонова. Елена Павлова. «Эпикриз». На Захаре: пиджак и брюки Balenciaga (ДЛТ). На Марианне: платье Givenchy (DayNight), туфли Bottega Veneta (ДЛT). На Василии: пиджак и брюки Dries Van Noten (ДЛТ)

Говорит Покрас Лампас

Визионер и художник проводит апсайкл-ликбез и призывает всех перерабатывать креативно (собственным примером!)

Твоя последняя коллаборация с ДЛТ построена вокруг творческой переработки старого денима и создания из него абсолютно новых вещей. Но давай разберемся, с чего вся эта история началась и как ты занялся апсайкпингом?

Это пришло из образа жизни, а не от того, что я где-то что-то прочел или услышал. В художественном процессе так всегда устроено: ресурсов мало и нужно уметь правильно подстраиваться. Грубо говоря, если у меня краской пачкалась одежда, я ее все равно продолжал носить, потому что в функционале своем она не теряла, но при этом продолжала мне нравиться. Когда мы ходили рисовать зимой, то выворачивали наизнанку куртки — краска из баллончика пылит при работе и оставляет повсюду такие мелкие, похожие на пыль пятнышки.

А когда апсайкпинг превратился для тебя в более осознанную историю?

Года с семнадцатого, наверное. Я тогда делал первые кастомы, начинал расписывать вещи, изучать винтажный рынок, смотрел, как дизайнеры по-новому работают над архивными коллекциями.

И хотя мне нравится переработка тем, что объект можно разобрать до основания и изобрести заново, я не всегда могу ей пользоваться. Зато апсайклинг с его возможностью добавлять новые смыслы старым предметам мне всегда был близок.

Вот ты услышал впервые о таком явлении, захотел попробовать сам, но вообще не понимаешь, что это такое и с чего начинать. Как быть?

Суть в том, что апсайкл меняет ценность и функциональность вещи через новый художественный путь. Наверное, это вопрос понимания объектов, которые нас окружают. Мне все это близко с точки зрения истории искусств и того, как мы перешли от эпохи модерна в постмодерн, а теперь постепенно вкатываемся в метамодерн.

Сейчас все стало еще сложнее.

Именно так, потому что основная задача постмодернизма состояла в том, чтобы переосмыслить саму суть вещей. Недавний перформанс Маурицио Капелана, когда он приклеил скотчем банан и сказал, что это арт-объект — это по сути очередная вариация на тему Марселя Дюшана, который в 1917 году назвал фонтаном обычный писсуар. Такой «вековой» цикл превратил нас из людей, которых всколыхнуло искусство Дюшана, в тех, кто не просто спокойно существует в этой парадигме, но может по-новому смотреть на бытовые вещи.

Ты думаешь, что этот тренд и дальше будет развиваться?

Апсайкл лишь убеждает меня в том, что старую вещь нужно не выбрасывать, а придумывать ей некие новые функции, чтобы она и дальше могла служить, радовать и даже удивлять нас.

Это не столько новый паттерн потребления, сколько принципиально другой подход к тому, как мы воспринимаем вещи. Маркетинг навязал нам идею личного владения, но мы заменили ее арендой и обменом — пользуемся каршерингом, ходим на свопы (акции, на которых участники обмениваются своими вещами с другими людьми. — Прим. ред.), не покупаем недвижимость. Это история уже не об обладании, а о том, как мы становимся в определенной степени более экологичными и осознанными. Меньше обрастаем, но больше пользуемся.

Мне кажется,что в целом история про апсайкпинг у нас долгоиграющая. Многим в детстве отдавали «донашивать» чужие вещи, а взрослые часто переделывали старые предметы в новые. Потом все сменилось, и в 2000-х началась охота за фантиками и блестящей упаковкой. Почему сейчас мы снова хотим б/у?

Это культурная переработка. Есть такая история: общество как социум находится на определенной ступени, а искусство всегда стоит на одну выше. Помнишь про визионерство? Когда искусство берет актуальные социальные проблемы и наделяет их новыми смыслами через некую художественную форму, оно по сути апсайклит нашу реальность.

Идеальный пример — древняя японская техника кинцуги. Это когда разбитую посуду склеивают золотом, заливая его в трещинки. Не перемалывают предмет в пыль, чтобы заново создать новое, но собирают из осколков, подчеркивая историю. Это прекрасно! И к тому же про философию осмысленности.

То есть круче брать старое и апсайкпить?

Круче не бояться этого. С точки зрения образного мышления, мы сейчас гораздо более свободны в том, что можем делать. Если раньше инаковость воспринималась как провокация, то сейчас это тоже норма.

Мы стали мудрее смотреть на вещи. Уже столько всего произведено, что нас оправданно волнуют вопросы разумного использования ресурсов или загрязнения среды. И хотя нам не всегда удается разделять мусор или пить из стеклянной тары вместо пластиковой, но мы даже не подозреваем, насколько эта эстетика перемен и новых смыслов нам близка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цивилизация Цивилизация

Они одними из первых освоили инженерию, завели армию, монархию и дипломатию

Вокруг света
«Чужак»: Путеводитель по сериалу Стивена Кинга, который впечатлит фанатов «Настоящего детектива» и «Секретных материалов» «Чужак»: Путеводитель по сериалу Стивена Кинга, который впечатлит фанатов «Настоящего детектива» и «Секретных материалов»

Сериал сочетает психологический реализм с научно-фантастическим хоррором

Esquire
Рыцарь грозного образа Рыцарь грозного образа

Император Павел четыре года боролся с вольномыслием и в итоге был убит

Дилетант
Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока

Почему стоит прочитать книгу «100 магнитоальбомов советского рока»

СНОБ
О чем мы не можем говорить О чем мы не можем говорить

Многим трудно говорить о половых органах, невозможно даже произнести их названия

Psychologies
Как ходить по речному льду, чтобы не утонуть Как ходить по речному льду, чтобы не утонуть

Тевтонские псы-рыцари не стали читать эти советы и утонули, провалившись под лед

Maxim
Дым отечества Дым отечества

Декоратор Ирина Дымова оформила домашний спа

AD
Эйнштейн против Бора. Квантовая механика Эйнштейн против Бора. Квантовая механика

Со смертью Эйнштейна мир стал другим

Наука и жизнь
«Мы имеем дело с интригой» «Мы имеем дело с интригой»

Госсовет — ключ к конституционным поправкам? Интервью с Геннадием Бурбулисом

Огонёк
Вызов на ковер Вызов на ковер

Получив приглашение на «Оскар», беритесь за телефон

Tatler
7 эффектных способов показать свою силу 7 эффектных способов показать свою силу

С нашей помощью ты освоишь трюки, которые помогут тебе казаться сильнее

Maxim
Укрощение боли Укрощение боли

Простые упражнения для улучшения самочувствия

Psychologies
Вопросы в лоб Вопросы в лоб

Секс, кровь и бриллианты — в новом сезоне «Содержанок»

Vogue
В глубинку за миллионом В глубинку за миллионом

Поможет ли программа «Земский учитель» преодолеть дефицит педагогов в сёлах

Огонёк
Четыре комнаты Четыре комнаты

«Если вы читаете этот текст, значит, я осталась в живых»

Tatler
Путь к господству биткоина: 13 событий, определивших будущее денег Путь к господству биткоина: 13 событий, определивших будущее денег

Главные события 2010-х, определивших будущее денег

Forbes
Спасение свиноводов в руках генетиков Спасение свиноводов в руках генетиков

«Агроэко» инвестировал четыре миллиарда рублей в селекционно генетический центр

Эксперт
Сокровище нации Сокровище нации

Разговор с легендарным тренером об Алине Кабаевой, зависти и отношениях с мужем

GQ
Как увеличить яркость на ноутбуке: способы для Windows и macOS Как увеличить яркость на ноутбуке: способы для Windows и macOS

Как увеличить или убавить яркость на ноутбуке?

CHIP
Банк для миллионеров выходит в массы: зачем Goldman Sachs меняет свой подход к бизнесу Банк для миллионеров выходит в массы: зачем Goldman Sachs меняет свой подход к бизнесу

Банк Goldman Sachs решил повернуться лицом к широкому кругу клиентов

Forbes
Покров Богоматери Покров Богоматери

Звонят из музея. Говорят, пришёл странный мужик.Принёс две иконы XVIII века

Дилетант
Несчастливы вместе. Почему новое поколение отказывается радоваться Несчастливы вместе. Почему новое поколение отказывается радоваться

Современные дети и подростки все чаще испытывают фрустрацию

СНОБ
«Почему зимой мы болеем чаще?»: 7 частых вопросов про иммунитет «Почему зимой мы болеем чаще?»: 7 частых вопросов про иммунитет

Как выжить зимой без простуды и всем ли нужны иммуномодуляторы

Cosmopolitan
Длинная верхняя одежда: собираем зимний гардероб Длинная верхняя одежда: собираем зимний гардероб

Как и с чем носить длинную верхнюю одежду зимой

Cosmopolitan
Лестница в небо Лестница в небо

Разговор с одним из тех, кто взглянул смерти в глаза

GQ
«Я зарабатываю сама»: Елизавета Пескова о доходах от своего инстаграма, учебе во Франции и разоблачениях Навального «Я зарабатываю сама»: Елизавета Пескова о доходах от своего инстаграма, учебе во Франции и разоблачениях Навального

Интервью с дочерью пресс-секретаря президента Елизаветой Песковой

Forbes
Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...» Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...»

В юности у меня была странная фантазия

Караван историй
9 животных-шпионов 9 животных-шпионов

Не зря ты подозревал, что твой кот что-то от тебя скрывает

Maxim
Наци не догонят! История первого успешного побега  из лагеря смерти Освенцима Наци не догонят! История первого успешного побега  из лагеря смерти Освенцима

Рудольф Врба и Альфред Ветцлер были первыми, кому удалось сбежать из Освенцима

Maxim
Режиссер Борис Юхананов: «Я подзаряжаюсь от космоса» Режиссер Борис Юхананов: «Я подзаряжаюсь от космоса»

Худрук Электротеатра Станиславский о зрительской шизофрении и кафкианском ужасе

GQ
Открыть в приложении