Что такое апсайкл
Плавить пластик на скейтборды, шить рюкзаки из покрышек и платья из советских тканей — это апсайкл по-петербургски! От манифеста экомодерниста Покраса Лампаса переходим к наглядным примерам и рассказываем о пяти локальных проектах, что не ждут идеальных условии для устойчивого развития, а вершат их сами.
Говорит Покрас Лампас
Визионер и художник проводит апсайкл-ликбез и призывает всех перерабатывать креативно (собственным примером!)
Твоя последняя коллаборация с ДЛТ построена вокруг творческой переработки старого денима и создания из него абсолютно новых вещей. Но давай разберемся, с чего вся эта история началась и как ты занялся апсайкпингом?
Это пришло из образа жизни, а не от того, что я где-то что-то прочел или услышал. В художественном процессе так всегда устроено: ресурсов мало и нужно уметь правильно подстраиваться. Грубо говоря, если у меня краской пачкалась одежда, я ее все равно продолжал носить, потому что в функционале своем она не теряла, но при этом продолжала мне нравиться. Когда мы ходили рисовать зимой, то выворачивали наизнанку куртки — краска из баллончика пылит при работе и оставляет повсюду такие мелкие, похожие на пыль пятнышки.
А когда апсайкпинг превратился для тебя в более осознанную историю?
Года с семнадцатого, наверное. Я тогда делал первые кастомы, начинал расписывать вещи, изучать винтажный рынок, смотрел, как дизайнеры по-новому работают над архивными коллекциями.
И хотя мне нравится переработка тем, что объект можно разобрать до основания и изобрести заново, я не всегда могу ей пользоваться. Зато апсайклинг с его возможностью добавлять новые смыслы старым предметам мне всегда был близок.
Вот ты услышал впервые о таком явлении, захотел попробовать сам, но вообще не понимаешь, что это такое и с чего начинать. Как быть?
Суть в том, что апсайкл меняет ценность и функциональность вещи через новый художественный путь. Наверное, это вопрос понимания объектов, которые нас окружают. Мне все это близко с точки зрения истории искусств и того, как мы перешли от эпохи модерна в постмодерн, а теперь постепенно вкатываемся в метамодерн.
Сейчас все стало еще сложнее.
Именно так, потому что основная задача постмодернизма состояла в том, чтобы переосмыслить саму суть вещей. Недавний перформанс Маурицио Капелана, когда он приклеил скотчем банан и сказал, что это арт-объект — это по сути очередная вариация на тему Марселя Дюшана, который в 1917 году назвал фонтаном обычный писсуар. Такой «вековой» цикл превратил нас из людей, которых всколыхнуло искусство Дюшана, в тех, кто не просто спокойно существует в этой парадигме, но может по-новому смотреть на бытовые вещи.
Ты думаешь, что этот тренд и дальше будет развиваться?
Апсайкл лишь убеждает меня в том, что старую вещь нужно не выбрасывать, а придумывать ей некие новые функции, чтобы она и дальше могла служить, радовать и даже удивлять нас.
Это не столько новый паттерн потребления, сколько принципиально другой подход к тому, как мы воспринимаем вещи. Маркетинг навязал нам идею личного владения, но мы заменили ее арендой и обменом — пользуемся каршерингом, ходим на свопы (акции, на которых участники обмениваются своими вещами с другими людьми. — Прим. ред.), не покупаем недвижимость. Это история уже не об обладании, а о том, как мы становимся в определенной степени более экологичными и осознанными. Меньше обрастаем, но больше пользуемся.
Мне кажется,что в целом история про апсайкпинг у нас долгоиграющая. Многим в детстве отдавали «донашивать» чужие вещи, а взрослые часто переделывали старые предметы в новые. Потом все сменилось, и в 2000-х началась охота за фантиками и блестящей упаковкой. Почему сейчас мы снова хотим б/у?
Это культурная переработка. Есть такая история: общество как социум находится на определенной ступени, а искусство всегда стоит на одну выше. Помнишь про визионерство? Когда искусство берет актуальные социальные проблемы и наделяет их новыми смыслами через некую художественную форму, оно по сути апсайклит нашу реальность.
Идеальный пример — древняя японская техника кинцуги. Это когда разбитую посуду склеивают золотом, заливая его в трещинки. Не перемалывают предмет в пыль, чтобы заново создать новое, но собирают из осколков, подчеркивая историю. Это прекрасно! И к тому же про философию осмысленности.
То есть круче брать старое и апсайкпить?
Круче не бояться этого. С точки зрения образного мышления, мы сейчас гораздо более свободны в том, что можем делать. Если раньше инаковость воспринималась как провокация, то сейчас это тоже норма.
Мы стали мудрее смотреть на вещи. Уже столько всего произведено, что нас оправданно волнуют вопросы разумного использования ресурсов или загрязнения среды. И хотя нам не всегда удается разделять мусор или пить из стеклянной тары вместо пластиковой, но мы даже не подозреваем, насколько эта эстетика перемен и новых смыслов нам близка.