Камотли, он же батат
Пакебот причаливал, набитый нетерпеливыми пассажирами с узлами, корзинами, мешками, всевозможными свёртками и сумками с фруктами, маниоковой мукой, бататом, сладким маниоком, сушёным мясом, капустой и тыквами.
Жоржи Амаду. Донна Флор и два её мужа
Среди большого разнообразия традиционных корнеплодов, составляющих непременную часть питания современного человека, всё чаще упоминается сравнительно новый для отечественной кулинарии батат. Своё второе название — сладкий картофель — он получил благодаря естественному сладкому вкусу, который ещё больше усиливается во время тепловой обработки. Из-за красивых цветков, раскрывающихся ночью или рано утром, декоративные родственники батата в англоязычных источниках называют «лунный цветок» или «утреннее сияние».
Батат, сладкий картофель (Ipomoea batatas), — многолетняя травянистая лиана из семейства вьюнковых (Convolvulaceae) с тонким, стелющимся, ветвистым, облиственным стеблем, длиной 1,5—2,0 м. Цветки ворон ковидные, одиночные или собраны в соцветия, крупные, диаметром 3—5 см, светло-розовые.
Утолщённые боковые или придаточные корни — округло-овальные, иногда веретенообразные. Утолщения боковых или придаточных корней, в которых накапливаются запасные питательные вещества, в ботанике принято называть корневыми клубнями. В зависимости от сорта у них гладкая, шероховатая или слегка ребристая поверхность. Кожура и мякоть могут иметь белую, кремовую, жёлтую, оранжевую, красновато-фиолетовую и тёмно-фиолетовую окраску. Средняя масса одного корневого клубня 0,5—1,5 кг.
Родина батата находится в тропиках Южной Америки на территории, которую занимают современные государства Бразилия, Боливия, Колумбия и Перу. В Европе стал известен между 1524 и 1528 годами, когда этот диковинный плод доставил ко двору испанского короля Карла V покоритель империи инков Франсиско Писарро. Более подробные сведения о батате и его пищевых свойствах европейцы узнали несколько позднее от испанских конкистадоров и сопровождающих их миссионеров, часто совмещавших свои прямые обязанности с изучением и описанием природы и быта местного населения. Один из них, монах ордена францисканцев, историк и лингвист брат Бернардино де Саагун в своей «Общей истории о делах Новой Испании» (1577) писал: «Есть другие съедобные корни, образующиеся, как репа под землёй, которые называют камотли: это местные бататы, их едят варёными, сырыми и жареными»1.
1. Бернардино де Саагун. Общая история о делах Новой Испании. Книги X—XI: Познания астеков в медицине и ботанике / Ред. и пер. С. А. Куприенко. — К.: Видавець Купрієнко С. А., 2013. — 218 с.
Конкистадор Берналь Диасдель Кастильо, участник экспедиции Эрнана Кортеса, в «Правдивой истории завоевания Новой Испании» сообщил, что испанцы, отправляясь в экспедицию на поиски золота, напутствуемые пожеланиями губернатора Кубы Диего Веласкеса «наменять как можно больше золота и серебра», утверждали, что в поселениях индейцев «было изобилие мёда, хороших бататов и целые стада чудных мускусных свинок»2.
2. Кастильо Берналь. Правдивая история завоевания Новой Испании. — М.: Форум, 2000
Рождённый в южноамериканской сельве батат, стараниями испанцев и португальцев перебрался на другой конец света в Юго-Восточную и Южную Азию, где сейчас находится большая часть плантаций и где сосредоточено 90% мирового производства сладкого картофеля.
С бататом связана загадка, на которую, несмотря на титаническое напряжение умов историков с берегов Тихого океана, до сих пор так и не получен достаточно убедительный ответ. Речь идёт о том, каким образом батат мог из Южной Америки, где согласно археологическим данным индейцы выращивали его примерно в 2500—1850 годах до н. э., перебраться в так называемый Полинезийский треугольник, образуемый Гавайскими островами, Новой Зеландией и островом Пасхи, до появления там первых европейцев. Полинезия находится посредине Тихого океана на расстоянии около 7000 километров от Южной Америки. Современная научная точка зрения говорит о том, что население пришло на острова из Азии, тогда как норвежский путешественник Тур Хейердал посвятил свою жизнь тому, чтобы наперекор учёным доказать, что Полинезию заселили выходцы из Южной Америки. Европейские путешественники, первыми открывшие Полинезию, к своему изумлению обнаружили, что там уже давно растёт батат и прелестные полинезийки готовят из него самые разнообразные блюда.