Вторая половинка для тех, кто родился целым: что такое близость в паре и как ее создать
Есть древний греческий миф о том, что когда-то люди были существами, объединяющими в себе мужчину и женщину — с двумя лицами, четырьмя руками и четырьмя ногами. Эти создания обладали невероятной силой, и в своей дерзости дошли до того, что посягнули на власть богов. После этого Зевс разделил людей пополам и сделал их раны невидимыми — с тех пор мы до конца своих дней обречены искать того, с кем должны составлять единое целое.
Иногда кажется, что в сказку, придуманную еще Платоном, мы верим до сих пор: современные мужчины и женщины мечтают найти своего идеального партнера, влюбиться и жить долго, счастливо и без единой ссоры. Именно так мы часто представляем себе истинную близость — думаем, что достаточно встретить «правильного» человека. Но как обстоят дела на самом деле?
Рыцарь и прекрасная дама: как менялись представления людей о близости
Как объясняет историк и социальный антрополог Анна Гребенникова, ученые многое знают людях каменного века — кости могут рассказать, что они ели, откуда пришли, как выглядели. Однако о древних представлениях о близости нам почти ничего неизвестно — судить о них можно лишь по ритуалам, крупицы которых дошли до нас.
«Сначала родство было матрилинейным: мы знаем, кто мать, а кто отец, уже не так важно. Один из самых древних мотивов — мотив плодородия — выражался через женский образ: земля беременеет, рожает урожай, затем всё повторяется по кругу. Ситуация меняется, когда на стыке медного и бронзового веков значение приобретает родство по отцу: к мотиву плодородия добавляется фаллический символ, и роль мужчины в ритуальной близости резко возрастает», — рассказывает Анна.
Секс почитали во всех уголках мира, его ценили и превозносили шумеры, древние египтяне, греки, римляне. Ритуалы того времени были не менее смелыми, чем скандальная «голая вечеринка» Насти Ивлеевой. Многие известные антропологам святочные игры наполнены тактильностью и эротичностью: например, во время игры «в говядину» девушкам продавали по частям голого парня — он доставался той, которая покупала самые дорогие части — естественно, интимные.
Но если сексуальная близость была нормой и важной частью отношений, то с духовной дела обстояли сложнее: ее ценили там, где у женщины имелось право голоса и имущество. «Встретить жену-соратницу, которая является единомышленницей и пусть и младшим, но партнером мужа, можно скорее в Древнем Риме, где женщины обладали субъектностью, чем в Древней Греции, где удел девушки — сидеть на своей половине дома и рожать детей», — объясняет Анна.
В Средние века маятник качнулся в другую сторону. Человеческое тело превратилось в сосуд греха, секс — в нечто грязное, а идеалом брака стал духовный союз супругов, которые спят на разных кроватях, а еще лучше — в разных комнатах. Непорочное зачатие славили как эталон: например, у вполне реальных исторических персон — князя Дмитрия Донского и его жены княгини Авдотьи — интимной близости, согласно житиям святых, вообще не было, но это не помешало им иметь родных детей.
«О средневековых представлениях о близости мы можем судить по литературе того времени, в том числе жанру нравоучений. Например, в "Дневнике парижского горожанина", созданном в XIV веке, говорится, что "мужчина будет любить свой дом", если жена окружит супруга заботой — снимет сапоги, напоит, накормит, уложит спать и "поворкует с ним"», — рассказывает Анна. Другой источник информации о близости — рыцарские романы — отражали возвышенный идеал отношений: в них прекрасная дама наставляла рыцаря перед боем или утешала во время болезни или перед смертью — иными словами, «обслуживала» уже духовно.
Про любовь в браке начали говорить в XIX веке: в частности, в произведениях появился хеппи-энд в духе «поженились и жили долго и счастливо», а авторы погрузились в исследование отношений в попытках разобраться, как можно и как нельзя их строить. И, наконец, в XX веке начал складываться уже привычный нам подход к близости, где учитываются все ее аспекты — от физического и до эмоционального.
Что такое близость и зачем она нам нужна?
Слово «близость» вызывает множество ассоциаций, и когда речь идет о мужчине и женщине, то большинство из них связаны с сексом. Но, как объясняет психиатр, психотерапевт, психолог и сексолог Анна Ткаченко, физическая близость, когда партнер воспринимается как привлекательный и вызывающий желание — это своеобразный «первый уровень», доступный даже кроликам.
У людей всё сложнее: близость между нами — это определенное качество контакта в паре. «Близость может быть эмоциональной — это процесс взаимного раскрытия, который включает в себя способность делиться переживаниями, страхами, надеждами и мечтами. Интеллектуальная близость заключается в обмене идеями и мнениями, даже если они не совпадают — вы будете не просто спорить, но и испытывать искренний интерес к точкам зрения друг друга. И, наконец, есть духовная близость — общие жизненные цели, интересы и ценности», — говорит Анна.
Часто можно услышать, что потребность в близости у женщин и мужчин разная, и представителям «сильного пола» обмен эмоциями не нужен. Даже психологи иногда советуют: «Не тащите мужа в ваш женский мир обнимашек и сюсюканий!»
Вряд ли классики одобрили бы такую рекомендацию. Например, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу считал, что близость связана с психическим и физическим благополучием человека, а основоположник теории привязанности Джон Боулби говорил, что способность «доверчиво опираться на других людей» вместе с умением их выбирать — один из важных признаков здоровой личности.