Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т

Наука и техникаHi-Tech

«Крым» – первый советский супертанкер

Александр Митрофанов

Вконце 60-х – первой половине 70-х годов наблюдался резкий рост грузоподъемности танкеров для перевозки сырой нефти. Это было вызвано в первую очередь закрытием Суэцкого канала в результате арабо-израильских вооруженных конфликтов 1967–1973 годов. В результате этого перевозки нефти из района Персидского залива в страны Западной Европы велись по значительно более протяженному маршруту вокруг мыса Доброй Надежды, что вело к резкому повышению транспортных расходов, а поэтому и цен на нефть.

Основным путем повышения рентабельности транспортировки нефти стало увеличение вместимости танкеров с учетом того обстоятельства, что теперь размеры судов этого типа ограничивались только фарватерами европейских портов. Вскоре максимальная грузоподъемность танкеров превысила полмиллиона тонн.

В эти же годы в СССР резко увеличился объем добычи нефти, в первую очередь за счет освоения новых нефтеносных месторождений в Западной Сибири и Прикаспии. Экспорт нефти стал основным источником валютных поступлений. Увеличился и объем каботажных перевозок нефти и нефтепродуктов в районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. Как экономические (рост цен на нефть), так и политические (демонстрация достижений социалистической экономики) факторы послужили толчком к решению начать строительство супертанкеров на отечественных судоверфях.

Первоначально предполагалось строительство танкера дедвейтом 300 тыс. т (тип «Мир»), но в этот период подобная задача была непосильной для советской судостроительной отрасли. В это время крупнейшими танкерами отечественной постройки были паротурбинные суда типа «София» водоизмещением 62 тыс. т.

Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т была доверена ленинградскому ЦКБ «Балтсудопроект». За 90 лет существования этого бюро им было разработано около 180 проектов, по которым было построено почти 3 тыс. гражданских судов различного назначения общим водоизмещением 11 млн т, но танкер типа «Крым» (проект 1511) был его самым грандиозным проектом.

Проектирование и строительство головного судна велось в рекордно короткие сроки: проект утвержден в 1973 году, танкер спущен на воду со стапелей Керченского судостроительного завода «Залив» имени Б.Е. Бутомы 9 апреля 1974 года, а 1 января следующего года передан Новороссийскому морскому пароходству.

Конструкторам и строителям многое пришлось делать впервые. Опыта создания супертанкеров в стране не существовало. Оборудование «Крыма» состояло преимущественно из впервые разработанных механизмов и систем, таковых насчитывалось более трех сотен. Завод «Залив» был сравнительно молодым предприятием (основан в 1938 году) и никогда ранее строительством крупнотоннажных судов не занимался.

Основные характеристики танкеров типа «Крым»

  • Длина наибольшая – 259,2 м
  • Длина между перпендикулярами – 277,1 м
  • Ширина – 45,0 м
  • Высота борта – 25,4 м
  • Осадка по летнюю грузовую марку – 17,0 м
  • Полное водоизмещение – 182 тыс. т
  • Валовая вместимость – 88692 рег. т
  • Чистая вместимость – 67 543 рег. т
  • Мощность главной энергетической установки – 22 тыс. (30 тыс.) кВт (л.с.) при 85 об/мин
  • Скорость эксплуатационная – 16,0 узлов
  • Дальность плавания – 25 тыс. миль
  • Суточный расход топлива – 135 т
  • Объем грузовых танков – 183715 м³
  • Объем отсеков изолированного балласта – 57140 м³
  • Численность экипажа – 36 человек

Судно проектировалось с учетом обеспечения безопасного регулярного прохода через сложные в навигационном отношении Черноморские проливы, поэтому при отработке его обводов, наряду с ходкостью, большое внимание было уделено таким характеристикам маневренности, как поворотливость и устойчивость на курсе. По результатам большого объема проведенных испытаний был выбран вариант с таранно-коническими носовыми образованиями и умеренно V-образными кормовыми шпангоутами, обеспечивающими наилучшие ходовые и маневренные характеристики.

Особое внимание было уделено выбору движительного комплекса. Был выбран винт регулируемого шага (ВРШ) в осенесимметричной направляющей насадке, что позволило уменьшить тормозной путь судна и повысить экономичность силовой установки за счет применения валогенератора и других технических решений.

Архитектурный тип судна – гладкопалубный, без средней надстройки, юта и переходного танкерного мостика, с транцевой кормой. Жилые, служебные и общественные помещения размещались в кормовой семиярусной рубке.

Конструкция танкера полностью отвечала требованиям Конвенции о предотвращении загрязнения с судов МАРПОЛ–1973. Грузовой трюм делился двумя главными продольными и четырьмя главными поперечными переборками на двенадцать грузовых танков и три танка изолированного балласта. По всей длине грузовых танков имелось двойное дно, отсеки которого использовались для приема чистого балласта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
Эмоции на работе: подавлять или проявлять? Эмоции на работе: подавлять или проявлять?

К чему может привести постоянное подавление чувств на работе?

Psychologies
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
Как развивают градостроительный потенциал в регионах России Как развивают градостроительный потенциал в регионах России

Как на самом деле обстоят дела с развитием инфраструктуры в регионах

ФедералПресс
Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека» Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека»

Что ждет человечество в 2050 году и какие тренды уже сейчас влияют на общество?

РБК
Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы Локальный бизнес: 6 франшиз из регионов, чей бизнес у дома принесет миллионы

Inс. выбрал интересные локальные проекты из разных городов России

Inc.
Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Город, спрятавший свои памятники Город, спрятавший свои памятники

Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация

Weekend
Фудблогинг Фудблогинг

Среди разнообразия страниц соцсетей блоги о еде пользуются особой популярностью

Здоровье
Нас возвышающий финал Нас возвышающий финал

Как Илья Авербах находил гармонию в окружающей нелепости

Weekend
Позаботьтесь о своем пушистом товарище: как правильно чистить игрушки для собак и зачем вообще это нужно Позаботьтесь о своем пушистом товарище: как правильно чистить игрушки для собак и зачем вообще это нужно

Как мыть игрушки из разных материалов — плюша, пластика, каната или резины.

ТехИнсайдер
«Девчонка из Белово точно не станет популярной» «Девчонка из Белово точно не станет популярной»

Певица Асия о вдохновении, отношениях и самооценке

OK!
Из «Золушки» в «Королеву подлости»: история Леоны Хелмсли, которая владела одними из самых роскошных отелей Нью-Йорка Из «Золушки» в «Королеву подлости»: история Леоны Хелмсли, которая владела одними из самых роскошных отелей Нью-Йорка

История «Злой ведьмы Запада» Леоны Хелмсли

ТехИнсайдер
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Силой мысли Силой мысли

Решила стать стройнее? Для этого нужен определенный настрой

Лиза
Всё только начинается Всё только начинается

Здесь всё подчинено задаче создать уютный, приятный, дружественный интерьер

Идеи Вашего Дома
Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой» Виктор Тульчинский: «До сих пор считаю уход Ефремова из «Современника» ошибкой»

В театре «Современник» царил дух товарищества

Коллекция. Караван историй
Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера

Как уродливый свитер перевесили из отцовского гардероба в раздел постмодерна

Правила жизни
Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей

Как долго микробы сохраняются на различных поверхностях?

ТехИнсайдер
Ожидания акций Ожидания акций

Что принесет 2025 год российскому финансовому рынку

Деньги
Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика

Гид по лимоновской прозе

РБК
Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?» Анна Кузнецова: «Можно ли перестать обижаться?»

Возможно, кто-то разочаруется, но я считаю, что перестать обижаться невозможно

Здоровье
Мечтаем правильно Мечтаем правильно

7 техник, которые помогут приблизиться к заветному желанию

Лиза
Щавель, персик и трансформер: что значит странный сленг подростков и почему взрослые его запрещают Щавель, персик и трансформер: что значит странный сленг подростков и почему взрослые его запрещают

Почему сленговые выражения подростков так злят старшие поколения?

Psychologies
Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду

Спрос на пресную воду растет, а ее количество, похоже, уменьшается

Forbes
«Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе «Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе

Whole Lotta Swag — о своем отношении к критике и философии успеха

Forbes
Как соблюдать баланс между личной жизнью и работой, чтобы преуспеть и там, и там Как соблюдать баланс между личной жизнью и работой, чтобы преуспеть и там, и там

Как перестать быть заложником гонки за «успешным успехом» и найти баланс?

Inc.
Окно в Сибирь Окно в Сибирь

Сибирь: чем так притягивает туристов этот суровый край?

Лиза
Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики» Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики»

Как промышленное сердце России превратилось в центр моды федерального масштаба

ФедералПресс
Подарок со звёздочкой Подарок со звёздочкой

Как родителям справиться с подарками для ребёнка — советует многодетная мама

Новый очаг
Открыть в приложении