Тема часов, отведенного человеку времени была весьма значима для Моцарта

Знание – силаИстория

О Моцарте и Сальери

Павел Щербинин

Симфония номер сорок… Тиканье маленьких часов – или наш тихий пульс – первое, что слышим мы ясным майским утром, просыпаясь у раскрытого окна, из которого вот-вот польются мелодичные трели птиц, долетит шепот ветерка в нежной листве, чей-то негромкий смех – словом, донесется музыка наступившей весны, прекрасная, как сама жизнь…

К слову сказать, тема часов, отведенного человеку времени, была, как нам представляется, весьма значима для Моцарта. В письмах последних месяцев, еще ничего не зная о грядущей скорой гибели, он говорит, что хотел бы закончить пьесу для некоего часовщика, но пока что не может этого сделать… За два месяца до смерти, будучи еще абсолютно здоровым, в одном из писем Моцарт утверждает: «Я знаю, час мой пробил!» – понимая, что жить ему остается недолго. Что это – некая мистика, тайна – и причастен ли Антонио Сальери к безвременной кончине выдающегося гения музыки?

В фильме «Амадей» старый Сальери напевает священнику свои мелодии, когда-то имевшие шумный успех. Но священник не знает их. Тогда Сальери напоминает ему отрывок из произведения Моцарта. Священник в восторге тут же вторит старому музыканту. Но как же так – ведь это его, Сальери, оперы ставились под гром аплодисментов, ведь это он был блестящим придворным композитором – а неудачник и выскочка Моцарт был вынужден вечно скитаться в поисках заработка…

В чем же тут тайна? А тайны нет. Вернее, она заключена в самой музыке, в гармонии совершенства. Музыка сама способна сказать за себя – и указать каждому на его роль в истории. Недаром и у Сальери была опера с многозначительным названием «Сначала музыка, потом слова». Так пусть же – звучит музыка…

Партитура кантаты «К выздоровлению Офелии» (1785), написанной тремя композиторами: Сальери, Моцартом и неким Корнетти

Тем не менее – обратимся к рассказу Павла Петровича Щербинина, певца, солиста оперного хорового ансамбля Московского Государственного Академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, педагога – его эссе, посвященное Антонио Сальери, несомненно, расширит наши знания о двух выдающихся композиторах – и вновь заставит нас восхититься бессмертными творениями и тайнами моцартовского гения.

Антонио Сальери – имя на века

1. Загадка красоты.

В спальню катится лунный
серебряный мячик,
А за ним, возникая из темноты,
Входят мои мечты…

Нина Краснова

Гармония – в чем ее тайна? Почему нас влечет к прекрасному, во всем – в поэзии, живописи, музыке? Быть может, и, наверное, это так – красота, действительно, заключает в себе нечто высшее, бессмертное, что связывает нас с тайнами и загадками мироздания. Но почему мы наделены не просто пониманием совершенства, а инстинктивным стремлением к идеалам некоего иного бытия, вечного, справедливого – и, быть может – милосердного к нам, обычным людям?..

С чего же начать мою статью об Антонио Сальери? Пожалуй, с краткой справки о нем (для тех, кто не знает).

Антонио Сальери родился на севере Италии, в городе Леньяго. С 1766 года жил в Вене, занимая должность придворного композитора и капельмейстера при императоре Иосифе II. Опера Сальери «Признанная Европа» прозвучала в Милане на открытии знаменитого оперного театра «Ла Скала» в 1778 году. Помимо необычайной работоспособности и музыкальной плодовитости, Антонио Сальери сумел отточить свой собственный стиль, строгий и грациозный одновременно. Учениками Сальери были Бетховен, Лист, Шуберт, Черни…

Да, чувство красоты, несомненно, дано нам как понимание высшего совершенства, как отсвет того самого небесного света, который – надо верить – светит в каждом сердце человеческом.

Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену,
хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья…

(У. Шекспир «Венецианский купец»)

Почему я решил рассказать именно об Антонио Сальери? Потому что всю мою концертную, творческую жизнь этот человек – всюду со мной. Он – и Моцарт… Два музыкальных таланта, как две звезды, – освещают мой путь.

Когда мне было 7 лет, на уроке музыки в общеобразовательной школе № 492 города Москвы учительница по пению, Ирина Васильевна Мамонтова, очень милая и красивая, познакомила нас с симфонией № 40 Вольфганга Амадея Моцарта. Я до сих пор помню это чувство – начало влюбленности в совершенство музыки гения, ощущение счастья.

Над пианино в классе висел чудесный портрет Моцарта. Причем я помню – открывается дверь в класс, и предстает прекрасное зрелище: черное пианино, а над ним в раме этот портрет, оформленный в багет. На черном фоне красивый Моцарт в белоснежном парике и длинном жабо. И вдруг после прослушивания симфонии помимо основной информации о композиторе учительница рассказывает нам о загадочной смерти Моцарта. О том, что существует легенда о его отравлении композитором Антонио Сальери. Действительно, Вольфганг Моцарт умер совсем молодым…

Все это было тогда, как гром среди ясного неба для меня, чувствительного мальчика, нежного ребенка, который еще в детском саду солировал на всех праздниках и всем заявлял, что будет артистом.

К сожалению, урок музыки – и тогда, и сейчас – дается в школах лишь один раз в неделю, что является, как я считаю, просто какой-то дикостью.

…Поэты
Нам говорят, что музыкой Орфей
Деревья, скалы, реки чаровал.
Все, что бесчувственно, сурово, бурно,–
Всегда, на миг хоть, музыка смягчает…

(У. Шекспир «Венецианский купец»)

Так вот тогда, в 1980 году, раз в неделю на уроке музыки я всегда немного да стоял около этого портрета, любуясь им и жалея Моцарта… и приходя в ужас оттого, что его убили.

Помню, в школьной библиотеке мне тогда отказались дать «Маленькие трагедии» Пушкина. А мне так хотелось почитать «Моцарта и Сальери»! Наша библиотекарша мне тогда сказала: «Тебе еще рано читать эту драму». И только когда мне было уже около 9-ти лет, я эту книгу впервые прочитал дома у своего дедушки, Конышева Ремира Васильевича, который прошел всю войну и искренне любил встречать нашу семью у себя дома.

В годы учебы в музыкальной школе я всегда играл Моцарта. И вот я помню тот день, когда дома, на кухне я спросил у мамы под впечатлением этой легенды об отравлении: «Есть ли у нас в нашей старой музыкальной энциклопедии портрет Антонио Сальери, его биография, информация о его пути, произведениях?» И мама тогда мне ответила: «Наверно, его портрета там нет…» Каково же было ее удивление, когда я с торжествующим победным видом, спустя некоторое время, снова появившись на кухне и, держа в руках том, показал маме портрет Сальери!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рождение и гибель мегаполисов Рождение и гибель мегаполисов

Почему Вавилон пришел в упадок?

Вокруг света
Валери Зоидова Валери Зоидова

Валери Зоидова — о свободе, отношениях с религией и магии кино

Grazia
Сгоревшая демократия Сгоревшая демократия

27 февраля 1933 года в Берлине был подожжён Рейхстаг

Дилетант
Миллиардер, филантроп: как жил Чарльз Фрэнсис Фини — основатель Duty Free Миллиардер, филантроп: как жил Чарльз Фрэнсис Фини — основатель Duty Free

Чарльз Фрэнсис Фини заработал миллиарды и раздал их на благотворительность

Правила жизни
Ленинская муза Ленинская муза

«Цветок? — Роза». «Поэт? — Пушкин». «Писатель? — Толстой». «Инесса? — Арманд»

Дилетант
Полтинник за пятерку Полтинник за пятерку

Поощрение детей деньгами за оценки и работу по дому несет в себе риски

Деньги
«Наш Бисмарк» «Наш Бисмарк»

Миф о Бисмарке, как создателе Второго рейха начал складываться ещё при его жизни

Дилетант
Как защитить отношения от последствий созависимости: 4 шага Как защитить отношения от последствий созависимости: 4 шага

Что и как можно исправить, когда близость становится опасной?

Psychologies
Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны сангвиника Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны сангвиника

Сангвиники — самые общительные и деятельные люди, но и у них есть минусы

Psychologies
Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны

Глава из книги «Ночь времен»: 1936 год в жизни испанца Игнасио Абеля

Forbes
Солдат на троне Солдат на троне

При Вильгельме I Германская империя достигла своего могущества и славы

Дилетант
«Краник оплодотворяет яичко»: как советским детям рассказывали, откуда они взялись «Краник оплодотворяет яичко»: как советским детям рассказывали, откуда они взялись

Три книги, по которым советские дети узнавали о сексе и рождении детей

Psychologies
Время ацтеков Время ацтеков

Что зашифровали ацтеки

Вокруг света
Большинство курильщиков имеют проблемы с ментальным здоровьем. Почему? Большинство курильщиков имеют проблемы с ментальным здоровьем. Почему?

Как связано курение и ментальное состояние человека

Psychologies
«Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов» «Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов»

Образы, созданные Иваном Лапиковым в кино стали народными, любимыми

Караван историй
Не давить, не уламывать, не помогать: как должна проходить семейная психотерапия Не давить, не уламывать, не помогать: как должна проходить семейная психотерапия

Как стоит действовать партнерам, которые готовы идти на психотерапию

Forbes
Король ужасов говорит Король ужасов говорит

«Пригородные крики Джона Карпентера»: несостоявшийся хоррор-хит

Weekend
В каких случаях забывать — это нормально и даже полезно для работы мозга В каких случаях забывать — это нормально и даже полезно для работы мозга

Новые исследования говорят о том, что забывать не менее важно, чем помнить

Psychologies
Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить

А вы знаете, что у кого должно было зажить и до чьей свадьбы?

ТехИнсайдер
Желуди и каштаны. О пользе игр с природными материалами для детей Желуди и каштаны. О пользе игр с природными материалами для детей

Как игры с желудями и каштанами помогают развивать воображение и мелкую моторику

СНОБ
Каменный газ, «зеленая» сталь и дроны на свалке Каменный газ, «зеленая» сталь и дроны на свалке

Какие технологии помогут справиться с климатическим кризисом

РБК
Бесстыдное обаяние идеологии Бесстыдное обаяние идеологии

Как Никита Михалков превратил стереотипы в национальный эпос

Weekend
Репортаж с крестом на шее Репортаж с крестом на шее

«Молодой папа»: Абель Феррара и Шайя Лабаф против демонов

Weekend
Как избавиться от вредных привычек: 5 советов нейропсихолога Как избавиться от вредных привычек: 5 советов нейропсихолога

Используем лайфхаки от нейропсихолога, позволяющие «договориться» с мозгом

Psychologies
Противоестественный человек Противоестественный человек

«Секрет нашего успеха»: чем люди на самом деле отличаются от животных

Weekend
Я — сноб: издатель Елена Шубина Я — сноб: издатель Елена Шубина

Редактор и издатель Елена Шубина — в чем залог успеха

СНОБ
Место, время, человек: из чего складывается сибирский кинематограф Место, время, человек: из чего складывается сибирский кинематограф

Разбираемся в уникальности языка и формы современного сибирского кино

Правила жизни
Донской умами. Как выбрать вина из «сибирькового» и чем их закусывать Донской умами. Как выбрать вина из «сибирькового» и чем их закусывать

Вина из «сибирькового»: как выбрать и зачем закусывать салом

СНОБ
От синемаскопа к «креативной индустрии» От синемаскопа к «креативной индустрии»

Прежде чем углубиться в тайны кино, обратимся к современному книгопечатанию

Знание – сила
Изменить будущее: что такое трансформационные игры Изменить будущее: что такое трансформационные игры

Что такое трансформационные игры и чем они могут помочь в достижении целей?

Psychologies
Открыть в приложении