Как женщины-операторы борются со стереотипами о «мужской профессии»
За все годы существования «Оскара» лишь три женщины были номинированы на премию за лучшую операторскую работу. Считается, что быть оператором — «не женское дело». Камеры тяжелые, смены — длинные, а специфика съемочного процесса требует большой стрессоустойчивости. Впрочем, ситуация меняется. Основатель студии видеопродакшена Yes, Today! Film Артем Жданов поговорил с женщинами-операторами о том, как они выбрали карьерный путь и с какими препятствиями сталкиваются в этой профессии до сих пор.
«Механические процессы волнуют больше макияжа»
Из 676 номинантов на премию Оскар в категории «Лучшая операторская работа» менее 1% были женщинами: Рэйчел Моррисон (2018), Ари Вегнер (2022) и Мэнди Уокер (2023). Но ни одна женщина ни разу не получала статуэтку за более чем 90-летнюю историю существования премии, несмотря на то что женщины-операторы были в профессии еще на заре появления Голливуда.
Первые попытки освоить сферу предприняли актрисы, так как они много времени проводили на съемочных площадках. В 1914 году журнал Photoplay опубликовал статью об актрисе Франселии Биллингтон, которая помимо съемок в кино интересовалась операторской работой. «Это что-то новое — увидеть женщину, которую механические процессы волнуют больше макияжа», — писали про нее. Но вскоре студия Reliance-Majestic, с которой сотрудничала Биллингтон, решила активно покорять Голливуд — и в ее планы не входило держать в команде женщину-оператора. Франселии пришлось вернуться к актерской карьере.
В 1916 году другая актриса, Мари Доро, сняла кадры фильма Blanche Sweet камерой, которую ей подарил Чарли Чаплин, — и об этом даже написали в новостях.
В том же 1916-м журналист Эй Джей Диксон опубликовал статью о еще одной актрисе-операторе Грейс Дэвисон. Ее коллеги подтвердили: Грейс держит в руках камеру «не хуже мужчин». К сожалению, ее карьера оператора тоже не сложилась. Несмотря на то, что Грейс Дэвисон основала независимую продюсерскую компанию, чтобы снять фильм Wives of Men (1918), в титрах она оказалась указана только как актриса, а все операторские лавры достались ее ментору Гарри Фишбэку.
Редкие женщины-операторы в индустрии выделялись даже внешне. Их образ был по тем временам довольно провокационным: оператор Марджери Ордвей, которую сняли для журнала Photoplay в 1916 году, одевалась в рубашку, заправленную в клетчатые штаны, и дополняла образ кепкой — немного мужской, «брутальный» образ. Упомянутая уже актриса Грейс Дэвисон, судя по описанию журналиста Диксона, одевалась похожим образом: клетчатый костюм и кепка в тон.
Самой успешной среди первых женщин-операторов была Кэтрин Бликер (иногда ее называют первой женщиной — профессиональным кинооператором в американском кино). Она не была актрисой — Бликер писала сценарии, режиссировала и снимала. В историю вошли проекты с участием реальных заключенных «Тюрьма без стен» (1915) и «В тюремных стенах» (1915) — таким образом она заложила основы того вида съемки, который мы сегодня знаем как документальное кино. Во время Первой мировой войны Бликер снимала хронику для американского Красного Креста.
В СССР, где формально провозглашалось гендерное равенство, женщины тоже имели право заниматься «неженской» операторской профессией. Заявить о себе они смогли во времена Великой Отечественной войны и послевоенное время. Их было мало, зато они участвовали в съемках культового кино. Одной из первых в профессию пришла Тамара Лобова. Ее камере принадлежат такие исторические фильмы, как «Суворов» (1941) и «Адмирал Нахимов» (1947). Оператор Эра Савельева вместе с командой снимала знаменитую «Балладу о солдате» (1959). Оттепельную Москву из фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (1964) мы знаем благодаря работе Маргариты Пилихиной. А Елена Петрова стояла у истоков «Союзмультфильма», стала первой в России женщиной — оператором анимационного кино, участвовала в работе над мультфильмами «Бременские музыканты» (1969), «Ну, погоди!» (1969), «Приключения поросенка Фунтика» (1976).