Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – силаИстория

Символ на перекрестке современных философий

Александр Марков, Оксана Штайн

Аврелий Августин

Символ между точностью и всеохватностью

Слово «символ» в философии двусмысленно с самого начала: буквально это код, опознавательный знак, шифр доступа. Так называлась в древней Греции особая глиняная табличка, которую разламывали пополам, и можно было по уникальному сколу опознать контрагента, например, заимодавца, если на заключение сделки приходил не сам человек, а его представитель. Случайный скол оказывался опознавательным знаком, действующим так, как сейчас металлический ключ или уникальный код доступа. На русский язык слово в этом значении можно перевести как «совпадатель».

Отсюда в греческом языке развивалось значение «условный, немотивированный знак», не больше связанный с обозначаемым предметом, чем код от банковской ячейки – с содержимым банковской ячейки. Именно такое значение имеет слово σύμβολον в современном греческом – вещь, обозначающая мысль. При этом, в отличие от иероглифа или иного знака, в котором и вещь ограничена изобразимым предметом, и идея – некоторым понятием или действием, в этом новогреческом смысле символ имеет в виду и неограниченное число вещей, и неограниченную область понятий.

Титульный лист газеты «Символист», выпущенной Жаном Мореасом по следам манифеста в «Фигаро». 1886 год

Например, «круг – символ общества »: при этом круг может быть нарисован или сделан из дерева или быть городской площадью, но и общество может пониматься и как совокупность жителей города, и как социум (люди, по Максу Веберу, объединенные не личными отношениями, а убеждением в единстве жизни и единстве правил), и как некоторые текущие ситуации общения. Беспределен и план выражения, и план содержания. Именно во вдохновении такой безбрежностью возник термин «символизм »: Жан Мореас, опубликовавший в 1886 году «Манифест символизма» в газете «Фигаро», был не природным французом, а греческим эмигрантом Янисом Пападьямандопуло, его родным языком был греческий, и под «символизмом» он имел в виду как использование сложных шифрующих знаков, так и указание на бесконечность, на любовь во всех возможных смыслах, на общество во всех возможных смыслах, на человека во всех возможных и самых еще неведомых нам смыслах. Так новогреческая семантика благодаря Мореасу определила судьбы символизма в разных странах.

«Будьте символистом. Портрет Жана Мореаса». Художник Поль Гоген. 1891 год

Но уже в античности символ был тематизирован дважды, и оба раза – внутри неоплатонического движения. Основатель неоплатонизма Плотин стал употреблять слово «символ» в значении «телесный объект, указывающий на духовную реальность». При этом духовная реальность понималась не как предметная область, но как процесс, не только как созерцаемое, но как само созерцание. Например, земной шар или небесная сфера – это символ не просто целостности и закругленности духовного мира, его полноты, – но того, что в духовном мире ни в чем нет недостатка, что всегда все можно «закруглить», всегда все возвращается к своей полноте, небо целокупно. Тогда символ – не просто прием, умение обозначить нечто интеллектуальное чем-то чувственным, но главный способ научить с помощью сравнительно простых, подручных вещей особому экстатическому сверхчувственному постижению. Примерно так же нас могут завораживать простые физические формулы на доске в университете или в кино, указывающие на космологический порядок. Так же нас завораживает строка любимого поэта, хотя мы давно знаем ее наизусть, и, кажется, не было времени, когда мы ее не знали, – иногда кажется, что, например, Блока ты знал наизусть всегда, хотя ты прекрасно понимаешь, что впервые прочел его в старших классах.

Плотин

Но следующим был Аврелий Августин, который, наоборот, сузил понятие символа: символом выступает какая-то отдельная вещь, а не материя вообще, не вся земля или все небо, но, например, момент времени или именно эта чашка, которая у меня была в детстве, или именно эта украденная груша. И указывает она не на созерцаемую сферу, но на волю Творца, всегда прямо направленную и исполняющуюся здесь и сейчас.

Для Августина нет различия между словом и вещью: и то, и другое выступает как знак воли и милости Творца. Порядок слов и порядок вещей не разделены. Как показал Мишель Фуко в знаменитом труде «Слова и вещи», само разделение слов и вещей на две разные сферы никак не следует из природы слов и вещей, но есть результат определенного упорядочения, часто насильственного вмешательства в такую природу. Для Августина Всевышний в конце концов определял режимы существования всего; значит, знаком будет все, что стало предметом нашего чувства. Этот знак и обличает наши грехи, и показывает, что только благодать, как внезапно предъявленная нам данность, может нас спасти.

Мишель Фуко

В новейшей философии мы встречаем и продолжателей Плотина, и продолжателей Августина. Например, А. Ф. Лосев, как и Плотин, связывает миф и символ – всякий миф говорит о чем-то материальном, но при этом не просто выражает какие-то высокие истины, а продолжает их, представительствует за них, становится легальным доступом к ним. Поэтому Лосев выделял миф материализма, который предоставляет доступ к темной стороне материи, ведет к несколько хаотичному мировоззрению, и миф христианской ортодоксии, в котором открывается чистая энергия Божества, и он, миф, развертывает эту энергию как социальный факт.

Алексей Фёдорович Лосев

А другой великий русский философ, М. М. Бахтин, утверждал, что символ всегда индивидуален, он – всегда именно эта вещь, именно это слово, в котором, однако, преломились смыслы, никак не следующие из природы этой вещи, – здесь он ближе Августину. Впрочем, обе традиции, Плотина и Августина, принадлежат единому движению неоплатонизма; поэтому и Лосев, и Бахтин равно пришли к тому, что символ нужен не только в символистском, но и в реалистическом искусстве, в котором он соединяет индивидуальное и коллективное в общем социальном переживании. С чего же начинается это общее переживание?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новости науки Новости науки

Масса W-бозона, сверхредкий распад частиц и избыток черных дыр

Знание – сила
«Если нет хорошего города, построй его!» «Если нет хорошего города, построй его!»

Предприниматель Владимир Седов уже десять лет строит новый город — Доброград

Монокль
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
Город «злой» и город «добрый» Город «злой» и город «добрый»

Весной 1238 года «злой город» Козельск разозлил монголо-татар

Дилетант
У нас есть всё У нас есть всё

Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of life
Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда» Гоша Куценко: «Трудно должно быть всегда»

Гоша Куценко — о Будённом, лишних 12 кг и жизни после кино

Ведомости
Здоровье в наследство Здоровье в наследство

Генетический скрининг супругов поможет избежать риска родить больного ребенка

Ведомости
Отойдите, пожалуйста Отойдите, пожалуйста

Восемь типов людей, которым не стоит сочувствовать

Лиза
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний

Ученые сообщили об успехе испытаний ремибрутиниба при хронической крапивнице

N+1
Президент РАН Геннадий Красников: Ни один вопрос без Российской академии наук сегодня не обходится Президент РАН Геннадий Красников: Ни один вопрос без Российской академии наук сегодня не обходится

Президент РАН о том, какие задачи сегодня решает академия

Ведомости
Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека

Ученые исследуют, что способствует счастью молодых людей

Inc.
Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности Кто особенно склонен к изменам: 3 ключевые психологические черты, подталкивающие к неверности

Почему некоторые люди изменяют, а другие — нет?

Psychologies
Гений чистой пустоты Гений чистой пустоты

Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизнь
Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим» Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим»

Эльдар Калимулин рассуждает, как играть в жестких фильмах и не сойти с ума

Ведомости
Замок Цецилиенхоф Замок Цецилиенхоф

Построенный в начале ХХ столетия Цецилиенхоф напоминает дворец Коттедж Петергофа

Дилетант
Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

Ведомости
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Не ставим на черное Не ставим на черное

На каких морях можно отдохнуть, не выезжая из России?

Лиза
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Семь шагов к красивой спине Семь шагов к красивой спине

Бороться с жировыми валиками на спине трудно. Но можно попробовать

Здоровье
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов

Пианист и композитор Риад Маммадов — о синтезе Востока и Запада в музыке

СНОБ
Типичная ошибка начинающих предпринимателей, и как ее предотвратить Типичная ошибка начинающих предпринимателей, и как ее предотвратить

Люди, которые начинают новый бизнес, часто совершают одну «фатальную ошибку»

Inc.
Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец

Бумажные полотенца годятся не только для того, чтобы протереть стол или руки

VOICE
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Открыть в приложении