Смотреть миру в лицо: кем была первая женщина-фотожурналист в Японии
Сасамото Цунэко могла быть просто первой женщиной-фотожурналистом Японии. Но снимать она начала в 1940 году, а значит, оказалась свидетельницей мрачного периода в истории страны. В возрасте 46 лет она была вынуждена закончить карьеру — но смогла переизобрести саму себя и триумфально вернуться
Женщина-фотограф
Сасамото Цунэко родилась в Токио в 1914 году, в год начала Первой мировой войны. В школьные годы она мечтала стать художницей, однако отец Цунэко не поддерживал эту идею, считая, что женщина не сможет заработать на жизнь, занимаясь искусством. После окончания школы Сасамото обучалась в техническом колледже на факультете домоводства, но бросила его и втайне от отца поступила в художественный институт.
Первую работу Цунэко получила в местной газете «Майнити Симбун», когда знакомый из отдела новостей предложил ей сделать для газеты иллюстрацию. Правда, в результате в газету поместили работу другого, более опытного художника — на этом сотрудничество с газетой для Сасамото закончилось. Зато тот же знакомый рассказал ей, что Кеничи Хаяси, глава Японской фотобиблиотеки, ищет «фотоагента» — человека, который будет выполнять задания библиотеки за границей. Сасамото решила посетить офис Хаяси, чтобы больше узнать об этой работе.
При встрече Хаяси рассказал ей о Маргарет Бурк-Уайт, американской фотожурналистке, — она снимала для журнала Life и стала первой женщиной, которой разрешили работать в горячих точках. Хаяси спросил у Цунэко, хочет ли она стать первой женщиной-фотожурналисткой в Японии — и Сасамото сразу же согласилась, несмотря на отсутствие опыта. «Когда я была молода, мне часто говорили: «Ты просто женщина, как ты вообще могла думать о том, чтобы стать фотографом?» Но когда я увидела фотографию Маргарет Бурк-Уайт, я знала, что однажды смогу быть похожей на нее», — вспоминала Цунэко.
Однако в горячие точки Сасамото Цунэко не пускали. Вместо этого она должна была снимать протокольные мероприятия и делать патриотические фото. Например, одна из ее работ посвящена коллективным сельскохозяйственным работам летом 1940 года.
Женщины в японском обществе были обязаны носить юбки и туфли, и это дополнительно осложняло рабочий процесс, поскольку некоторые ракурсы требовали подъема на стремянку, а на каблуках сделать это было непросто. Сасамото также признавалась, что чувствовала себя изолированно в сообществе коллег-фотографов, и замечала, что они не воспринимали ее работы всерьез.